В стране началась паника. Экстренно был созван парламент страны, но горячие дебаты ни к чему не привели. Тридцатого сентября правительство собралось на очередное экстренное заседание.
На заседании правительства присутствовал президент Финляндии Ристо Рюти. Ярый антикоммунист, он выступал за укрепление союза с Германией, и до начала боевых действий его поддерживало большинство членов правительства и бо́льшая часть населения страны, но сейчас положение изменилось. Было решено предложить Советам перемирие с полным прекращением огня для обсуждения условий мирного договора, выдвигаемого советским правительством.
На площади перед зданием Сената в это время собрался импровизированный митинг. Площадь заполнили в основном военные, бойцы охранного корпуса и члены шюцкора с семьями. Люди все прибывали, но полицейские не препятствовали этому.
В три часа дня на ступенях Сената появился президент. Ристо Рюти поднял руку, и шум толпы начал потихоньку стихать. Это было последнее, что он услышал в своей жизни. Пуля, выпущенная из немецкой винтовки, попала президенту прямо в открытый рот. Выстрела слышно не было. Казалось, что Рюти просто запнулся, но в тот же миг его кровь забрызгала телохранителя, стоявшего позади него.
Передние ряды людей качнулись вперед, и спустя всего мгновение сзади по стоящим на площади людям ударили станковые пулеметы. Огонь велся из грузовика, находящегося на другом конце площади, и почти в одну точку. Два пулемета «максим» прорубили среди людей кровавую полосу. Толпа качнулась в стороны, и в ту же секунду стоящие на разных краях площади грузовики взорвались один за другим, раскидав как изломанные куклы стоящих рядом с ними людей.
Пулеметы тем временем замолчали, а в кузове раздалось два негромких хлопка, но тем не менее полицейские и военные, стоявшие рядом, открыли по грузовику огонь из личного оружия. Ответного огня не было, и полицейские, приблизившись к грузовику, заглянули в кузов. Пулеметы были обложены мешками с песком, а рядом с ними лежали два человека в штатской одежде. Они были убиты близкими разрывами гранат, которые подорвали сами, и лица их были обезображены.
При детальном осмотре трупов были обнаружены поддельные финские паспорта и… удостоверения личности офицеров гестапо и вермахта. Скрыть эту сенсационную новость не удалось – слишком много гражданских лиц находилось рядом.
Город вспыхнул как лесной пожар. Вероломство союзников потрясло все слои общества. Столица кипела остаток дня, а вечером рядом с казармами охранного корпуса взорвался грузовик со взрывчаткой. Внешняя стена казармы была снесена, крыша обвалилась, но жертв было мало – большинство бойцов охранного корпуса в это время находились на улицах города.
К казармам были стянуты все свободные силы. Завалы разбирались стремительно. Помогали находившиеся рядом жители города, но как оказалось, это была отвлекающая атака. В час ночи на грузовой станции взорвался состав с горючим.
Мы покинули пригород финской столицы еще затемно. Несмотря на паническую суету в городе, особых сложностей с нашим возвращением к самолету не возникло.