×
Traktatov.net » Крылья Родины 2001 10 » Читать онлайн
Страница 15 из 43 Настройки

В 1932-м УВВС и ЦАГИ рассматривали применение на АНТ-16 паротурбинных установок (максимальная мощность 6000 л.с, эксплуатационная - 4000 л.с.) с приводом на два винта. Котлы должны были устанавливаться в центроплане АНТ-16. Работы по такой установке вели в ХАИ.

В 1933-м УВВС предложило ЦАГИ проработать возможность транспортировки в груэоотсеках АНТ-16 танков или танкеток (типа Т-18. или четырех Т-27. или двух Т-37). Задание ЦАГИ не выполнил, но вплоть до 1935-го институт проводил большой объем научно-экспериментальных работ по данной тематике.

Хотя испытания и доводки АНТ-16 показали его бесперспективность, вопрос о серийном выпуске решался еще на этапе проектирования и постройки прототипа в 1932-м на заводе № 22 в Филях. Было принято решение о передаче заводу комплекта документации на машину, но в 1933-м из-за загруженности завода другими заказами, решили подготовку к серии перенести на новый завод №18 в Воронеж.

Завод № 22 передал туда все имевшиеся чертежи самолета, а срок передачи чертежей ЦАГИ установили на июль 1934-го. Выпуск первой серии из 40-50 машин наметили на 1935-й, причем первый головной самолет должен был покинуть цеха завода в первом квартале 1935-го. В конце 1933-го вся программа по АНТ-16 была свернута.

Коллектив во главе с А.Н.Туполевым продолжил работу по развитию тяжелых многомоторных самолетов-гигантов, предложив ряд проектов, в том числе АНТ-20 (первоначально как тяжелый бомбардировщик), АНТ-24, АНТ-26.



Николай ЯКУБОВИЧ


ШТУРМ СТРАТОСФЕРЫ - О драматических страницах отечественного воздухоплавания



На снимке: В.А.Чижевский (в центре) и Г.А.Прокофьев у гондолы стратостата «СССР».


Утро 18 сентября 1937-го в Подмосковье выдалось на редкость тихим. Казалось, сотрудников авиационного завода имени Горбунова нельзя было удивить полетами аэростатов воздухоплавательного дивизиона полковника Прокофьева. Но то, что предстало перед их глазами, было поистине фантастично.

Огромная, серебрившаяся в лучах восходящего солнца, оболочка стратосферного аэростата "СССР-3" медленно поднималась ввысь, унося с собой трех смельчаков аэронавтов. Но вот он стал замедлять свой "бег", завис и, набирая скорость, "посыпался вниз". Невольные свидетели увидели, как экипаж поспешно освобождался от балласта, пытаясь замедлить падение. Но предотвратить аварию аэронавты не смогли, и гондола с треском рухнула на заводской стадион.

Долгие годы мы знали лишь об одном трагическом случае - гибели стратостата "Осоавиахим" в январе 1934-го. Но и здесь нам не рассказали всю правду.

В СССР стартовало шесть пилотируемых стратостатов, из них лишь один, самый первый "СССР", слетал успешно, полностью решив все поставленные перед ним задачи. Заслуга в этом, в значительной степени, принадлежит двум братьям Николаю и Владимиру Чижевским, под чьим руководством создавались оболочка и гондола. Успех был колоссальный. Но, как известно, эйфорию побед очень часто сопровождают неудачи. И первой из них стал полет "Осоавиахима".

В 1934-м в Бюро особых конструкций (БОК) под руководством В.А.Чижевского, по заданию ВВС, началось проектирование стратостатов "СССР-2" и "СССР-3" для полетов на высоту до 30 км.