Эпилог
В ночь с 6 на 7 октября 1813 года завершилось одно из самых кровопролитных сражений в истории Наполеоновских войн — Битва народов под Лейпцигом. На стороне Наполеона сражались французы, итальянцы, поляки, саксонцы, бельгийцы и голландцы, на стороне армии союзников — русские, прусские, австрийские и шведские войска. Битва длилась трое суток, и поворотным событием в ней стал переход Саксонской армии на сторону союзников. Потери французов были ужасны: около 65 000 убитых, 30 000 пленных, 20 генералов, 200 орудий. «Таких потерь у нас не было со дня Бородина», — докладывал Мюрат Наполеону. Зверь, едва оправившись от русской зимы, был смертельно ранен под Лейпцигом. Дни Великой армии уже были сочтены.
Во время Битвы народов Александр Бенкендорф командовал левым флангом русской кавалерии, а 22 ноября 1813 года отряд под его командованием освободил город Амстердам. Крепость, считавшаяся неприступной, была взята хитростью русского генерала. Солдаты приплыли в город под покровом ночи на рыбачьих лодках, переодевшись в голландских рыбаков, устранили охрану и открыли ворота. Имя Бенкендорфа навсегда вошло в историю Нидерландов как освободителя Амстердама и Бреды.
23 февраля 1814 года состоялось Краонское сражение, в ходе которого 18-тысячный корпус генерал-лейтенанта графа Михаила Воронцова противостоял сорокатысячной французской армии под командованием самого Наполеона, причем это были отборные дивизии Старой гвардии, которую корсиканец пожалел пустить в бой во время Бородинской битвы. Прекрасная позиция, выбранная Воронцовым, грамотная расстановка артиллерии, мужество русских солдат позволили удерживать Краонское плато в течение пяти часов, нанося противнику огромный урон. Однако вместо подкрепления со стороны прусской армии Воронцов получил приказ к отступлению. Выслав раненых и подбитые орудия, граф приказал отступать тихим шагом, как на учении. Он прекрасно понимал, что, если французы увидят отступление русских войск, их атаки сразу сделаются стремительнее и сильнее. И тут неожиданно вперед выдвинулась кавалерийская бригада генерал-майора Бенкендорфа. «Жертвуя малочисленной своей конницей для спасения пехоты, — писал Воронцов в рапорте императору, — бросился он на сильнейшую неприятельскую кавалерию…»
Во всех учебниках истории, включая французские, Краонская битва впоследствии будет признана победой русского оружия, а главное — победой русской полководческой мысли.
За время кампании 1812–1814 годов Бенкендорф был награжден Святым Владимиром 2-й степени, алмазными знаками ордена Святой Анны, прусскими орденами Красного орла 1-й степени и Пур ле Мерит, шведским орденом Меча Большого креста. От короля Нидерландов он получил золотую шпагу с надписью «Амстердам и Бреда», от английского короля — золотую саблю с надписью «За подвиги в 1813 году».
После войны Александр Христофорович женился на вдове своего погибшего друга генерал-майора Бибикова Елизавете Андреевне и удочерил двух его девочек. Он писал записки о высшей полиции, о корпусе жандармов, однако не спешил их предоставить для ознакомления государю императору. Они лежали у него в столе и дожидались своего часа. Бенкендорф очень медленно продвигался по карьерной лестнице, потому что император Александр по-прежнему не выказывал ему особого расположения.