×
Traktatov.net » Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов » Читать онлайн
Страница 242 из 279 Настройки

В итоге авиационной и артиллерийской подготовки войска и огневые средства врага были подавлены, управление ими нарушено. Дымовая завеса, поставленная на широком фронте, ввела немецкое командование в заблуждение относительно направления главного удара наших войск, скрыла начало форсирования Нейсе передовыми батальонами.

Используя высокую эффективность ударов нашей авиации и артиллерии, войска главной группировки фронта быстро форсировали Нейсе и при поддержке авиации начали успешное продвижение.

В начале прорыва первой полосы обороны противника 3-я и 5-я гвардейские армии подверглись сильному артиллерийскому обстрелу и контратакам противника из районов Форст, Гросс Цшаксдорф, Кебельн, Емлитц, Мускау. Наши войска вынуждены были приостановить продвижение. Создавалась обстановка, когда темпы наступления могли резко снизиться, что привело бы к нарушению общего плана прорыва всей тактической зоны обороны.

Однако этого не произошло. По вызову командующего 2-й воздушной армией на помощь сухопутным войскам пришла авиация. 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус силами 110 самолетов Ил-2 под прикрытием 50 истребителей нанес сосредоточенный удар по огневым средствам и войскам в опорных пунктах Форст и Гросс-Цшаксдорф. В это же время 100 самолетов 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса под прикрытием 65 истребителей нанесли удар в районе Кебельн, Емлитц, Мускау. В результате огонь артиллерии был подавлен, вражеские войска прижаты к земле, контратаки сорваны. Воспользовавшись этим, наши войска быстро захватили опорные пункты.

Днем 17 апреля в сражение были введены танковые армии. Командующий войсками 1-го Украинского фронта Маршал Советского Союза И. С. Конев потребовал от танкистов с ходу форсировать реку Шпрее, быстро прорвать третью полосу обороны и развивать стремительное наступление на Берлин и Бранденбург. Немецкое командование попыталось помешать развертыванию наступления наших танковых армий. Для этого противник ввел в бой резервные три танковые и одну мотопехотную дивизии и предпринял сильные контратаки из районов Коттбус и Шпремберг. Немецкая авиация группами до 24 самолетов пыталась наносить удары по боевым порядкам наших танковых армий. Однако враг не достиг успеха.

Для поддержки танковых армий было привлечено 75% сил воздушной армии. Штурмовики непрерывными ударами уничтожали огневые средства, контратакующие танки и войска противника. Усилия бомбардировщиков были направлены на борьбу с резервами. Воздушная разведка обнаружила сосредоточение танков на третьей полосе обороны в опорных пунктах Коттбус, Нейхаузен, Гросс-Осниг, Шпремберг. По танкам 150 бомбардировщиков нанесли сосредоточенные удары. Кроме того, бомбардировщики подавляли колонны танков и разрушали узлы дорог. Все это привело к большим потерям противника, и было дезорганизовано их выдвижение к полю боя.

Прикрытие наших танковых армий осуществлялось непрерывным патрулированием групп истребителей в воздухе и вылетами на перехват самолетов противника из положения дежурства на аэродромах по данным радиолокационных станций. Только 6-й гвардейский истребительный авиационный корпус, прикрывая 4-ю гвардейскую танковую армию, за 17 и 18 апреля провел 50 воздушных боев и сбил 56 самолетов противника. Авиации противника не удалось оказать существенного воздействия на наступавшие танковые армии, которые при эффективной поддержке нашей авиации отразили контратаки противника, с ходу форсировали Шпрее, прорвали третью полосу обороны и начали стремительное продвижение на Берлин и западнее его.