– Ваше превосходительство, – адмирал тяжело вздохнул и еще раз вытер пот со лба, – увы, на войне как на войне. На ней часто страдают не только военные, но и мирные жители. Я сделаю все, чтобы мы с вами нашли приемлемый для обеих наших великих держав вариант возмещения ущерба, нанесенного Российской империи и ее жителям.
– Мы готовы обсудить все ваши предложения, – ответил я. – Например, сумму наших претензий можно было бы сократить, если Франция предоставит России в аренду или в полную собственность некоторые заморские территории. Вот примерный список того, что мы желали бы получить от вас. Здесь же указаны суммы, которые будут списаны в этом случае с итоговой суммы наших претензий.
Кроме того, мы согласны получить определенную часть не наличными деньгами, а товарами из этого списка; это, в свою очередь, послужит подспорьем для французской промышленности. Ведь процветание не только России, но и Франции всецело в наших интересах, и мы надеемся, что наши страны свяжет тесная дружба на долгие годы вперед. Более того, мы готовы отстаивать и французские интересы, если, конечно, они не будут противоречить нашим.
– Ваше превосходительство, благодарю вас за теплые слова. Но мне необходимо будет ознакомить императора с вашими предложениями. Позвольте мне удалиться, чтобы подготовить депешу, которую сегодня же мой человек повезет в Париж. Надеюсь получить встречные предложения из Тюильри в течение немногих дней.
– Мсье адмирал, если эти предложения будут соответствовать нашим ожиданиям, то мирный договор вскоре будет подписан. Только хочу вам напомнить, что в Петербург поступили еще не все заявления от подданных моего императора с заявлениями о возмещении ущерба, нанесенного им в результате боевых действий. Ведь нападению подверглась еще и Камчатка, а это довольно далеко от Петербурга, и мы все еще ждем депеши от тамошнего губернатора. И если мирный договор не будет подписан до того времени, то нам придется добавить оценку нанесенного нам ущерба на Дальнем Востоке к указанной здесь сумме.
– Я вас понял, ваше превосходительство, и сделаю все, чтобы ускорить этот процесс.
– Позвольте тогда от имени его императорского величества пригласить вас на званый ужин в шесть часов вечера.
– Благодарю вас, ваше превосходительство. До скорого свидания.
Риго де Женуйи пошел быстрым шагом к двери, но вдруг повернулся и робким голосом добавил:
– Ваше превосходительство… Мой император рассказал мне, что у вас есть нечто, что он назвал «движущимися картинками», которые показывают то, что происходило на Балтике… Это когда там велись боевые действия. И, кроме того, если это возможно, конечно, хотелось бы познакомиться с кем-нибудь с той самой эскадры, которая так решительно разгромила нас на обоих театрах военных действий.
– Мсье адмирал, с одним из этих людей вы познакомитесь сегодня же вечером. А завтра позвольте, уже от своего имени, пригласить вас на просмотр этих «движущихся картинок». Кстати, теперь они дополнены и некоторыми кадрами из Крыма. Двенадцать часов вас устроят?
– Благодарю вас, ваше превосходительство. Тогда позвольте мне откланяться: ведь депешу к моему императору надлежит отправить как можно скорее.