×
Traktatov.net » Мегапроекты и риски. Анатомия амбиций » Читать онлайн
Страница 25 из 129 Настройки

Что касается жизнеспособности транспортного сообщения Большой Бельт, можно сделать вывод, что при перерасходах на строительство в 7,5 миллиарда датских крон (цены 1988 г.) компании Great Belt Ltd и датским налогоплательщикам просто повезло, что сообщение открылось в период подъема экономики, сопровождавшегося высоким уровнем автомобильного движения – на две трети больше прогнозируемого – и низким уровнем процентной ставки. Без такой удачи, например в условиях спада в сочетании с более высокими процентными ставками, железнодорожное сообщение могло бы быть не единственной нежизнеспособной частью проекта, как мы видим сегодня. Возможно, эксплуатация всего сообщения оказалась бы под угрозой. Анализ чувствительности, выполненный Great Belt Ltd, показывает, что снижение доходов на 10 процентов от уровня 1999 г. привело бы к увеличению периода окупаемости на пять лет. Увеличение процентных ставок всего на половину процента увеличило бы период окупаемости на три года[77]. В 1997 г. Генеральный аудитор Дании также подсчитал, что при увеличении процентных ставок на два процента окупаемость проекта станет невозможной[78]. Поэтому для сохранения жизнеспособности проекта необходимы удача и хорошие управленческие навыки проектной компании. Сообщение Большой Бельт – наглядный пример значительного риска, сопровождающего разработку мегапроекта, призванный также показать, насколько жизнеспособность проекта чувствительна к такому риску.

Строительство транспортного сообщения Эресунд было ратифицировано парламентом Дании в 1991 г. Что касается сообщения Большой Бельт, условием ратификации было «самофинансирование», то есть доходы от платы за пользование должны были покрывать затраты без привлечения бюджетных средств на финансирование проекта. Это условие было ясно выражено и в политическом соглашении о проекте между главными сторонами в датском парламенте, и в соглашении между Данией и Швецией[79].

Когда министр транспорта представлял закон о проекте Эресунд парламенту 2 мая 1991 г., было заявлено, что, согласно прогнозируемой жизнеспособности, проект должен приносить 50 миллионов датских крон чистого дохода ежегодно[80]. Однако позже Генеральный аудитор Дании обнаружил, что за несколько месяцев до представления закона в парламент четыре оценки показали нежизнеспособность проекта, то есть доходы не покрывали затраты за требуемый 30-летний период окупаемости[81]. Однако ни эти оценки, ни информация о них не были известны парламенту, когда он принимал решение относительно сообщения Эресунд.

В 1994 г. Генеральный аудитор Дании пересмотрел оценки и пришел к выводу, что бюджет сообщения Эресунд неточен. Выступая с острой критикой, Генеральный аудитор указал, что парламент должен был быть лучше информирован в этом вопросе, прежде чем принимать решение о запуске проекта. Генеральный аудитор пришел к выводу: «Значение этой неточности очень велико, поскольку даже небольшое увеличение бюджета по сравнению с экономическими допущениями законодательного предложения сделает невозможным выполнение требования самофинансирования [сообщения]»