Почему же в министерстве не могут точно посчитать эффект от строительства дороги? Может, проблема с тем, как там умеют считать? Тогда давайте заниматься именно этой проблемой как главной. Если мы научимся точно прогнозировать и оцифровывать хозяйственный эффект от строительства объектов инфраструктуры, мы получим колоссальный рост экономики. Так давайте, вместо того чтобы строить дороги в никуда, направим часть бюджетных средств на то, чтобы усовершенствовать систему управления, систему предвидения и подсчёта практического эффекта от инфраструктурных проектов. Давайте будем начинать строить любой объект, предварительно просчитав долговременный эффект на 20 лет вперёд. Давайте будем заранее просчитывать все последствия внедрения новых технологий, включая новые моногорода на месте старых, которые непременно возникнут как «косвенные» (по выражению министра) издержки инноваций. Заскорузлая плановая система, не располагавшая и миллионной долей нынешних вычислительных мощностей, не боялась ставить перед собой такие задачи. И пусть далеко не всегда, пусть через два раза на третий, но у неё кое-что получалось. Почему мы больше этого не делаем – великая загадка нашей великой страны.
Общеизвестно: для того чтобы в обществах современного типа продолжала действовать «невидимая рука», требуется всё более умная «невидимая голова». У нас проблемы с головой. Наше общество перестало предпринимать усилия стать и быть современным.
Ручаюсь, никаких нерешённых теоретических проблем и концептуальных препятствий для движения вперёд давно не существует. Дело за практикой. Так за дело!
Беседовал Михаил Бударагин
Революция экономических технологий. Тезисы>[93]
1. Новая технологическая революция. Проектное инвестирование, финансовые платформы и распределенные реестры собственности.
В международных экспертных кругах, в профессиональном бизнес-сообществе созрело понимание, что в мире происходит новая технологическая революция. При этом ведущую роль играют совсем не те инновационные тренды, о которых так много говорилось и писалось: роботизация, искусственный интеллект, big data и т. п. Развитие пошло в магистральном в русле проектного инвестирования; в его ядре – две взаимосвязанные технологии:финансовые проектные платформыираспределённые реестры активов(неточно именуемые «блокчейном» по названию их исторически первого примитивного воплощения).
2. Новая технологическая волна и решение проблемы роста в глобальной экономике.
Предыдущая волна технологической революции – информационная – полвека прослужила драйвером роста глобальной экономики. Революция финансовых технологий станет главным фактором роста мирового хозяйства на ближайшие десятилетия. В докладе PriceWaterhouseCoopers отмечается: «Блокчейн развивается и распространяется с беспрецедентной скоростью. Чтобы превратиться из стартапной идеи в зрелую технологию, ему потребовалась лишь малая часть того времени, которое понадобилось интернету или персональным компьютерам». «Распространение блокчейна может привести к радикальному изменению конкурентного ландшафта в финансовом секторе. Текущие фонды прибыли будут перераспределены в пользу владельцев новых эффективных блокчейн-платформ».