6. Распределённые реестры активов как фактор изменения природы хозяйственных рисков.
Как всегда, новая технология принесёт с собой новые угрозы и опасности в соответствии с известной мудростью: «что не полезно – то не опасно». Тем не менее, использование распределённых реестров активов позволяет снять либо свести к минимуму целые классы рисков, связанных с необязательным, недобросовестным либо криминальным поведением хозяйствующих субъектов. В связи с этим, конечно, повышаются требования к надёжности, быстродействию, устойчивости к взлому несущих IT-продуктов. Но с подобными требованиями информационная индустрия постоянно учится справляться.
7. Роль финтеха в модернизации фондоёмких отраслей промышленности.
Новые финансовые технологии открывают путь к радикальному решению проблемы «больших и длинных денег», которая в рамках системы залогового кредитования сковывала модернизацию машиностроения, энергетики, добывающей промышленностей и ЖКХ. Проектные платформы и распределённые реестры активов позволяют всем поставщикам продуктов и услуг в рамках проекта перейти к роли соинвесторов, поэтапно сокращая, а в пределе – исключая денежные трансакции между собой. Инвестиции и взаиморасчёты при этом осуществляются посредством немонетарных инструментов, через технологию многостороннего проектного клиринга.
8. Финтех и переосмысление проблематики национальной безопасности и обороны.
Максимальный объём как возможностей, так и угроз финансовые технологии (как и всякие новые) привносят в сферу национальной безопасности и обороны. Достаточно сказать, что применение современных экономических технологий в конструктивном плане способно, в частности, привести к резкому снижению потребности в бюджетном финансировании при реализации оборонного заказа. С другой стороны, современные технологии при деструктивном их использовании позволяют осуществлять подрывные действия на международных финансовых рынках, например, обрушить национальную финансовую систему по модели кризиса 2008 года, который привел к краху системы инвестиционных банков в американской экономике и продолжает по сей день иметь долговременные негативные последствия.
9. Финансовые технологии как ключ к инновационной системе хозяйствования.
Разработка финансовых технологий – в отличие от информационных и тем более производственных – способна преодолеть порог самоокупаемости в перспективе нескольких лет, а не десятилетий. В дальнейшем именно на их основе становится возможным инновационная экономика: реализация циклов «преобразующего инвестирования» (Impact/Sustainable Investing) для массовой разработки и внедрения промышленных и информационных инноваций.
10. Финтех и новая безработица.
Внедрение новых технологий всегда приводит к новой безработице. Так, например, роботизация в крупных корпорациях неизбежно выбрасывает на рынок труда рабочих-станочников и представителей низового уровня операционного управления производством. Однако, надо отдавать себе отчёт, что новая волна экономических технологий влечёт за собой принципиально новый тип безработицы. А именно, безработными в ближайшее время окажутся многочисленные сотрудники низового и среднего банковского звена, нотариата и т. д., т. е. квалифицированные «белые воротнички», еще вчера причислявшие себя как минимум к среднему классу. При этом перспектива эмиграции с целью трудоустройства в других странах не просматривается, потому что данный процесс имеет глобальный характер. Поэтому встает серьезная проблема трудоустройства целого социального слоя, обладающего к тому же ещё и развитым самосознанием. В противном случае он может представлять собой социальную угрозу.