×
Traktatov.net » Техноэкономика. Кому и зачем нужен блокчейн » Читать онлайн
Страница 237 из 257 Настройки

Карл Маркс среди прочего писал: «История есть не что иное как деятельность преследующего свои цели индивида». Но цели, увы, не всегда достижимы, и к тому же сами подвержены переменам. Земля вмешивается, превращая наши действия в «жизнедеятельность» и привнося в них риски. Небо тоже вторгается в людские деяния, превращая их в «мыследеятельность» и обременяя неопределённостями. Но за вычетом этих рисков с неопределённостями сама полная совокупность, классификация, логическая последовательность всех форм человеческой деятельности может и должна быть точно предсказуема.

Социальная деятельность является частным случаем человеческой.

Социальный человек – тот, который суетится в стаде себе подобных, исправно ходит на партхозактивы, носит штаны, потому что племя требует надевать штаны, к тому же строго определённого покроя. У этого человека есть своя, малая триада, всего три сорта вещей, с которыми он сталкивается в окружающем мире – социальные Силы, Связи и Смыслы.

Силы – это те феномены природы, которые он изловчился вынуть из неё и присвоить (можно назвать их «производительными»). Связи – про то, что я, к примеру, могу позвонить другу и назначить его моим заместителем, или то, что я выхожу на рынок, с кем-то торгуюсь, или то, что у меня есть супруга и родственники и т. д. И наконец, смыслы – то, посредством чего социальные люди совместно мыслят. Они воплощаются в символах, образах, понятиях, мы так или иначе можем договариваться о них, можем понимать, любить, принимать на веру чужие, создавать, лелеять и распространять свои.

И вот в этом пространстве начинается историческая эпоха номер один: человек должен присвоить и освоить Силы, в том числе своей собственной природы. Герой первой эпохи – Homo Faber. Когда эта эпоха закончится (а она уже полтора века заканчивается, пытается закончиться), начинается эпоха по освоению связей – история Homo Ludens. Ну, и наконец, когда закончится эта гигантская эпоха – которая уже полтора века толком никак не начнётся – наступит третья, которую логичнее всего назвать именем Homo Sapiens – это история общественного человека, который будет осваивать смыслы. Но пока «фаберу» кругом у нас дорога, «люденсы» пытаются как-то прорваться и закрепиться в реальности, а пресловутых «сапиенсов» попросту не видно. При малейшей попытке закосить под «сапиенса» за вами тут же приходят и в грубой форме требуют явиться к ближайшему «фаберу» и приступить к исполнению трудовой повинности – иначе помрёте с голоду.

В подобных наглядных терминах можно было бы довольно подробно рассказать про все предстоящие формы человеческой деятельности. «Конец истории» по Фукуяме оказывается всего лишь окончанием первой из трёх социальных эпох человечества. Но помимо социальных видов деятельности есть ещё экзистенциальные и трансперсональные, вполне, кстати, рационально описуемые «извне». А дальше забота только о том, в каком порядке конкретное общество в конкретную эпоху будет наполнять собой это пространство форм. Ясно, что любая страна делает это криво, притом её загогулины индивидуальны и неповторимы. Но тогда надо вовлекать в анализ другие параметры помимо чистых форм деятельности. Надо разбираться, какая часть природы нам досталась. Изучаем географию, геологию. Какая часть неба нам обломилась – смотрим, были ли у нас теоретики социологии, кроме Питиримы Сорокина в прошлом и Александра Филиппова в настоящем…