×
Traktatov.net » Техноэкономика. Кому и зачем нужен блокчейн » Читать онлайн
Страница 231 из 257 Настройки

А что до налоговой – еще неизвестно, кстати, понадобится ли налоговая в экономике «самореализующихся контрактов»…

Получается, что в идеале блокчейн в процессе расширения должен выйти за рамки национальных государств. Значит, возникает новая угроза суверенитету?

Суверенитет – одна из форм частной собственности, где в роли собственника части земной поверхности и недр выступает конкретное государство. И как раз умение рачительно обходиться с данной собственностью обуславливает и обеспечивает соблюдение территориальной целостности другими глобальными игроками. Не раз приходилось говорить и писать, что удельная производительность российской территории в три раза ниже, чем в среднем по земному шару. Именно в этом, а не в происках врагов, – главная угроза нашему суверенитету.

В этом смысле блокчейн, предназначенный для повышения капитализации всех активов, роста национальной производительности, работает на суверенитет. С другой стороны, для наращивания цепочек добавленной стоимости нужно открываться, интегрироваться с максимальным числом существующих распределенных реестров собственности. И здесь возникает творческая дилемма для нового государства. От уровня совершенства технологий – сегодня в первую очередь финансовых – от уровня их защищенности критически зависит безопасность страны. До какой степени оборонительная централизация блокчейна должна опережать децентрализацию с целью глобальной экономической экспансии? Это предмет для будущих научных исследований, общественных дискуссий, политической борьбы. Но это борьба на совершенно ином уровне. И для начала надо любой ценой, как можно скорее на этот уровень попасть.

Беседовал Александр Бирман

Русский Штольц и невидимая голова

Научный руководитель Лаборатории институционального проектного инжиниринга, Сергей Чернышёв – философ-практик, человек, чьи работы (в частности – «Смысл. Периодическая система его элементов» и «Новая Антарктида») обязательны к прочтению всякому, кто хочет научиться понимать, как устроена сегодня жизнь. Разговор с Чернышёвым – всегда интеллектуальный вызов, и «Русская беседа» с гордостью представляет итог полуторачасового интервью>[92]о том, что действительно важно.

Часть первая. В поисках хозяина

Русская беседа: Здравствуйте, Сергей Борисович. Чтобы не раскачиваться, сразу начну с одного примера. Однажды я был на лесопилке, обычной, в одной из наших западных областей. Там стоят два капитальных строения: сушка и распилочная. К одному из этих капитальных строений ведёт ветка железной дороги, поросшая травой – «Сталкер» можно снимать. И никто не знает, что это и откуда. Я спрашиваю: «Что за ветка-то? Вы же не вывозите пиломатериалы железной дорогой, вы же грузите их на автомобили. Ветка вам зачем?» И никто мне не мог сказать, зачем им ветка здесь, она стоит и стоит. Потом я выяснил, что раньше в одном из этих капитальных зданий было химическое производство, и вот продукты этого производства действительно вывозили в начале 80-х по железной дороге.

Мы живём на руинах какой-то огромной цивилизации, как её называют иногда, «советская Атлантида». Мы живём в мире, который застроен артефактами этой цивилизации. У нас советские ТЭЦ стоят, советские электрические сети и так далее. Что нам с этим делать? Все говорят – коммунисты, либералы, консерваторы – что мы будем возрождать промышленность. И на этом обычно разговор заканчивается.