Каждый день утром, как встанешь, прежде чем возьмешься за рукоделие, поучайся в слове Божием; если же нужно что-либо привести в порядок: рогожу, или сосуд, или что-то другое, сделай это поскорее без лености. Если за какое-то дело полагается плата, пусть участвует в нем с тобой и твой брат, и не относись к нему завистливо, если же дело малое и скажет один другому: «Иди делай свое дело, брат, а это я один сделаю», послушайся его — кто слушается, тот и велик.
Здесь описывается то, как монах просыпается утром. Прежде чем начать работать, говорит авва, почитай слово Божие. Встань ночью и займись своим чтением и молитвой. После службы или отдохни, или почитай. Работать ты пойдешь тогда, когда придет время. Очень плохо, если после службы мы занимаемся чем-то посторонним. Это говорит о том, что ум наш как брошенная бумажка, которую ветер поднимает и несет то туда, то сюда. Закончилась служба? Иди в келью молиться или делать поклоны. А после трапезы принимайся за дела. Из всех этих мелочей становится ясно, что ты за человек.
Не ходи в келью брата, потому что иначе ты покажешь, что у тебя нет преуспеяния и ты не уважаешь ближнего, который в это время, может быть, молится, читает или отдыхает.
Если же наступило время работать, работай с усердием и без лености. Если за эту работу полагается плата, похвала, воздаяние и вместе с тобой находится кто-то еще, не делай эту работу один. Работай вместе с братом, так чтобы, когда спросят, кто это сделал, ты упомянул и о брате и он тоже услышал похвалу или получил плату. Смотрите, и тут авва первым делом думает о ближнем! Но если это какое-то незначительное дело, за которое не полагается вознаграждения, то делай его сам. И кроме того, если брат хочет делать что-то один, ответь ему: «Благослови». Покоряйся его желанию. Давай ближнему то, что приносит ему честь, и во всем будь послушен ему. Удивительно, как от сугубо духовных предметов, молитвы и чтения, авва Исаия переходит к самым простым.
Если зайдет к тебе брат-странник, пусть твое лицо будет радушным, когда ты будешь приветствовать его, и ношу, которую он несет, понеси с радостью, и когда он будет уходить, снова поступи так же.
Если в твой монастырь откуда-нибудь придет брат, то, когда ты будешь приветствовать его, твое лицо должно быть улыбающимся, приятным, светлым, должно сиять от радости. А если он несет что-то тяжелое, например чемодан, ты сам донеси его вещи до кельи, где он будет жить. Когда он будет уходить, вновь с улыбкой прощайся с ним, так чтобы он вспоминал о твоей заботе, любви, нежности. Пусть образ твоей любви останется с ним навсегда, куда бы он ни пошел. Когда он уходит, опять возьми его сумку и не позволяй ему самому нести ее.
Целование же твое ему да будет сдержанным и со страхом Божиим, чтобы он не потерпел вреда.
Твое целование должно быть сдержанным и со страхом Божиим, оно должно быть деликатным, вежливым, соединенным со страхом Божиим, потому что это телесное действие, а любое телесное действие всегда опасно, оно разлучает души. Чем более сближаются два человека телесно, тем более они разлучаются душевно.