Когда мы живем против естества, то наше сердце и помысел мучаются, мечутся. Но если твое сердце обрело постоянство и возненавидело зло, если ты с разумом помнишь об аде, если ты боишься, как бы не согрешить пред Богом, если ты удалился от всего, что влечет тебя к греху, тогда ты живешь по естеству Иисуса.
К примеру, я страдаю от такой страсти, как грех многословия, и знаю, что если только повстречаюсь с таким-то человеком, тут же между нами начнется болтовня. Мне нужно быть внимательным, чтобы держаться от него подальше. Знаю, что я чревоугодник и что если придет повар, то он принесет мне поесть рыбки, — подальше от повара!
Итак, если ты избегаешь действия страстей, если со слезами молишься пред Господом и внимательно, со страхом и трепетом следишь за тем, чтобы как-нибудь не опечалить своего старца, который учит тебя по Богу, тогда ты живешь по естеству Иисуса.
Почему же такое важное значение авва придает тому, чтобы сердцем быть внимательным к тому, чтобы не огорчить того, кто учит тебя по Богу? Упомянем о таком случае. Старец говорит: «После повечерия разговаривать нельзя». А ты в ответ: «Да ладно, это все пустяки!» И у тебя нисколько не щемит сердце при мысли, что ты, наверное, огорчаешь своего старца. Почему же святой придает такое большое значение тому, чтобы не огорчить старца?
Во-первых, потому что ты, открывая в этом случае рот, наполняешься всем злом, какое есть на свете. Во-вторых, потому что пес, сторожащий твой дом, становится бессильным, ты надеваешь на него намордник. Если ты сам не боишься старца, то что он может с тобой сделать? Отрубить тебе голову? Постоянно тебя наказывать? Делать тебе замечания? Если в твоем сердце нет уважения и страха, то никто не может с тобой совладать.
Наконец, почему говорится, что внимание к тому, чтобы не огорчить своего старца, — это по естеству Иисуса?
Вспомните слова евангелиста Иоанна. Если ты не любишь человека, которого видишь, возлюбишь ли ты Бога? Если ты не любишь и не боишься старца, который для тебя не простой смертный, хотя бы даже он и был грешником, но символ, образ Бога, таинство Божия присутствия, если его, которого ты видишь и слышишь, которому ты радуешься, которого ждешь и ради которого звонишь в колокола, когда он приходит, и огорчаешься, когда он уходит, которому исповедуешься, вокруг которого строится вся твоя жизнь, так что денно и нощно ты слышишь его дыхание и голос, если его ты не боишься и не любишь, — то будешь ли ты бояться и любить Бога? Конечно, нет! Если твое сердце невнимательно к тому, не огорчил ли ты учащего тебя по Богу, то Бога для тебя не существует. Но если ты к этому внимателен, то жизнь твоя по естеству Иисуса Христа.
Если не очистишь себя от плотских пожеланий, то не можешь сохранить себя от греха, поскольку не оградился прежде от того, что его порождает.
Для того чтобы сохранить себя от греха, нужно очиститься не только от своих пожеланий, но и от всего того, что становится источником греха.
Мы уже видели, каковы главные духовные добродетели, которые помогают нам иметь внутреннюю связь с Богом: не мерить себя, не беспокоиться о том, что нам скажут или сделают люди, не тревожиться из-за того, считаются с нами или нет. Теперь авва Исаия обращается к причинам, рождающим грех в нашей душе.