Безымянный господин отступил на несколько шагов, чтобы пропустить подъехавшую повозку, взглянул на Джано и Иону и ответил:
– Уже много сотен лет на Востоке слонов используют так же, как мы используем машины: они переносят и поднимают бревна и тяжелые грузы, заменяют собой подъемные краны, тачки и повозки. Порабощенные слоны не восстают против человека – их можно на долгие часы привязать к колышку, вытащить который из земли не стоило бы им ни малейших усилий. Почему же они этого не делают? Почему они могли бы обрести свободу, но не пользуются этой возможностью? А их ведь считают самыми умными животными на свете! Чтобы подчинить себе слона, хозяин с самого начала дает животному понять, что таково его место, иначе и быть не может. После этого слоны не пытаются взбунтоваться и уйти. Маленьких слонят привязывают к толстым столбам, с которыми они действительно ничего не могут сделать. День за днем животные привыкают к этому, постепенно убеждаются, что по-другому не бывает, и приспосабливаются. Вот почему взрослые слоны не пытаются освободиться.
– У нас, людей, все то же самое, – продолжил мысль путника Иона. – Мы рождаемся свободными и счастливыми, а потом что-то происходит. Заботящиеся о нас взрослые, сами не понимая, что приносят нам вред, так говорят и обращаются с нами, что мы превращаемся в привязанных слонят. Это влияет на нас, мы перестаем верить в себя, у нас падает самооценка. Детская невинность и любовь к родителям заставляют нас поверить, что это единственный возможный вариант, более того – лучший. После этого наша судьба предопределена…
«Святая правда!» – подумал безымянный господин.
Все замолчали. Каждый смотрел на слоненка и думал о жизни. Джано чувствовал странное удовлетворение – безымянный господин заставил его задуматься и пробудил в нем давно забытые чувства. Ему не хотелось, чтобы на этот раз высокомерие одержало над ним верх – он страстно желал спросить у Ионы или безымянного господина, как освободиться от оков того, что говорили ему родители.
Но время шло, к ним направился рассерженный старший мастер, и юноши поспешили вернуться к работе.
Зачем вообще говорить о программировании и судьбе
Что же это за механизмы, из-за которых почти у всех нас – и детей, и взрослых – возникают такие сложности? Что делать, чтобы ваш ребенок не стал жертвой заблуждений, страхов и низкой самооценки? Что делать, чтобы он не остался привязан к колышку, от которого, как ему кажется, невозможно освободиться?
Ребенок выстраивает свой жизненный и эмоциональный опыт, основываясь на образе жизни, чувствах и убеждениях своих родителей. Мы – результат нашего детского опыта. Если во взрослой жизни мы чувствуем себя несчастными, то это определенно происходит потому, что нам не хватает чего-то, что могло бы дать нам счастье, – и здесь мы говорим не о здоровье, деньгах, богатстве, шикарных машинах, драгоценностях, современных гаджетах и так далее. Мы имеем в виду все необходимое для того, чтобы завоевать счастье, и все, что к нему прилагается (а если хотите – то и все, что мы только что перечислили). Мы имеем в виду: