План мог сработать. В любом случае это была опасная и масштабная затея.
И план сработал.
Крис Мун с товарищами три дня и три ночи оставался в плену красных кхмеров. Благодаря решимости и уверенности в успехе переговоров с людьми, готовыми расстрелять их в любую минуту, Крису удалось добиться почти невозможного.
Он убедил кхмеров, что находится в их стране исключительно с мирными целями. Крис изначально придерживался линии поведения, не свойственной жертве, не желая давать противнику преимущество. Он держался и смог успешно завершить переговоры по их освобождению.
Не многие люди, побывавшие в плену у красных кхмеров, смогли выжить и обрести свободу. Крису Муну это удалось. Смелость и толика везения помогли Муну, Соку и мистеру Хуну спасти свои жизни.
Однако встреча с партизанами была не самой опасной в жизни Криса Муна. Смертельная опасность поджидала его впереди.
Никто не упрекнул бы Криса, реши он в тот же день покинуть Камбоджу. Однако он приехал, чтобы выполнить работу, и обязан ее завершить. Он мужественно закончил все, что был должен, не дрогнув даже тогда, когда узнал, что командиры красных кхмеров объявили награду за его голову.
Многим приятно думать, что они смогли бы рисковать жизнью ради спасения других, порой даже тех, с кем никогда не встречались. Но кто из нас действительно способен на такой поступок?
Перенесемся в Мозамбик.
В марте 1995 года в этой стране на юго-востоке Африки закончилась двадцатилетняя гражданская война.
Голод также истребил немалую часть населения, не говоря уже о чудовищном насилии против женщин и детей.
И правительство, и повстанцы установили большое количество наземных мин с целью покалечить и уничтожить воюющих на другой стороне. По всей стране было разбросано более 100 тысяч мин, поджидающих наивных, ничего не подозревающих жертв.
Крис Мун не был наивным и все понимал. Он отдавал себе отчет в том, что делает, когда согласился ехать в Мозамбик, чтобы избавить страну от проклятия войны.
Ему довелось оказаться в той части Мозамбика, где бои были особенно затяжными и ожесточенными. Правительственные войска заложили несметное количество мин с целью «защитить» себя от повстанцев, Каждая мина содержала 240 граммов тротила. Достаточно, чтобы оторвать ногу. А в таком изолированном от цивилизованного мира месте вероятность получения своевременной медицинской помощи равнялась нулю. Ежедневные жертвы среди населения были огромны. И вот появляется Крис Мун.
7 марта 1995 года его команда очистила от мин большую часть территории и проложила безопасный коридор. Крис, который никогда не поручал людям сделать то, чего не делал сам, медленно шел по этой полосе, утаптывая пыльную африканскую землю.
Увидев на земле пятно засохшей крови, он остановился. Вокруг роились мухи. Крис знал, что несколько часов назад здесь подорвался на мине один из местных жителей. Сейчас его уже нет в живых.
И все же по телу пробежал холодок. Здесь, в центре безопасного коридора минного поля, он внезапно почувствовал тревогу.
Он решил вернуться. Сделал шаг.
Второй.
Еще три.