×
Traktatov.net » Кёнигсберг в Пруссии: история одного европейского города » Читать онлайн
Страница 127 из 164 Настройки

Кроме Городского театра имелось ещё несколько летних театров, которые удовлетворяли запросы менее притязательной публики. Но порой под покровительством «Общества почитателей Гёте» они осуществляли постановки таких произведений, на которые не решался даже Городской театр, как например, «Пляску смерти» Стриндберга, «Дух земли» Ведекинда, В расположенном на Луизенхёэ в Хуфене Луизентеатре, единственном летнем театре, продержавшемся более длительное время, в 1901 году поставили «Ткачей» Гауптмана. Варена на это не отважился, так как побаивался, что президент полиции может запретить постановку. Пригород Хуфен тогда ещё относился не к городу, а к округу, от ландтага которого запрета не ожидалось. Движущей силой и в этом случае было «Общество почитателей Гёте». Когда Луизенхёэ стал застраиваться жилыми домами, то Луизентеатр получил в 1912 году новое здание на Хуфеналлее и стал третьим постоянным театром Кёнигсберга.

Вторым был «Новый театр» в Пассаже, основанный в 1910 году поклонниками искусства и состоятельными кёнигебергскими гражданами. Кумиром театрального интенданта Йозефа Гайсселя был Макс Райнхардт. Преемником Гайсселя в 1914 году стал Леопольд Йесснер. В театре кёнигсбержцы знакомились с современным драматическим искусством Стриндберга, Шницлера, Гофмансталя, Шоу, Ведекинда, Ойленберга и других.

Как и раньше, наряду с профессиональными театрами осуществляли свои постановки во время юбилеев, благотворительных мероприятий и школьных праздников также любители — офицеры, студенты, учащиеся и «благородные дамы и господа».

В тени драматического искусства скромно процветал и синематограф, который вначале относился скорее к технике, чем к искусству. Всё началось с показа фильмов в палатках на ярмарках и гуляньях, однако вскоре синематограф перестал кочевать и осел в постоянных зданиях, которые также назывались театрами. В 1914 году в Кёнигсберге было десять таких кинотеатров. Драматическим театрам они не составляли серьёзной конкуренции, но всё же покончили с модой на «живые картины» — ещё в 1904 году, к 100-летию со дня смерти Канта была инсценирована «живая картина» «Наука чтит гений Канта», — на диарамы и панорамы.

В изобразительном искусстве развитие получили портрет и историческое полотно. Следует назвать имена Вильгельма Хайдека, Эмиля Найде и Карла Штеффека, последний успешно рисовал лошадей. Скульптором Художественной академии был Фридрих Ройш. Следуя традициям Рауха, он создал памятники, которые до 1945 года можно было видеть повсюду в Кёнигсберге: герцогу Альбрехту (1891 г.), кайзеру Вильгельму Ⅰ (1894 г.), Бисмарку (1901 г.), скульптуру «немецкий Михель»>{125} (1904 г., в 1924 году установлена у башни Врангельтурм). Памятник, который провиция установила в 1905 году по случаю 150-летнего юбилея поэта Шиллера, являлся творением Станислауса Кауэра, создававшего до этого маленькие скульптурные произведения (Фонтан Евы, Фонтан ангелочков, Купающуюся нимфу). В 1912 году перед новым зданием суда установили скульптурную группу Гауля «Туры», а в 1913 году, в честь народного ополчения 1813 года — памятник Йорку в сквере Вальтера Симона.