Многое в то время делалось для поддержания и восстановления здоровья. Городские лечебные учреждения на улице Хинтерроссгартен были построены по системе отдельных павильонов и постоянно расширялись. Выросло новое здание католической больницы Серых Сестёр на улице Цигельштрассе, увеличилось число университетских клиник; возведён новый Дом для слепых в Хардерсхофе, открыты плавательные бассейны и спортивные площадки.
Проявлялась забота и о культурных учреждениях. Городская библиотека и городской архив перебрались в здание старого университета возле Кафедрального собора; город перенял пять публичных библиотек, созданных по частной инициативе, и продолжил организацию новых. В художественной литературе несколько десятилетий господствовали два юриста: советник земельного суда Эрнст Вихерт и профессор Феликс Дан, оба городские знаменитости и оба необычайно плодотворные писатели. Вихерт написал 18 романов, 60 новелл, свыше 30 пьес и множество торжественных приветствий, прологов, песенных поздравлений и иных стихов, написанных по определённому поводу. Его комедии ставились на сценах многих немецких театров. Он проложил своему другу Дану, страстному приверженцу древнегерманского духа и гибеллину>{124}, дорогу в театр. Его коллеги морщились, когда штатный профессор немецкого права раскланивался перед аплодирующей публикой. Однако, несмотря на это, они избрали драматурга проректором Альбертины. Крупнейшим писательским успехом Дана являлся роман «Борьба за Рим»; это всемирно известное произведение он написал в 1876–1878 годах в Кёнигсберге. Когда оба друга в 1888 году одновременно покинули Кёнигсберг, то литературная жизнь в нём заглохла. И лишь накануне 1914 года взошли новые звёзды: Адольф Петренц, Вальтер Хайманн, оба погибшие во время войны во Франции, и Агнес Мигель.
Если Кёнигсберг тогда и не имел поэта высокого ранга, все же интерес образованной публики к поэзии и прозе всегда был большим. Он поддерживался во многих обществах, как, например, в уже упомянутом «Литературном кружке», а также и в «Союзе коммерсантов», «Свободном студенческом объединении» и в некоторых других обществах любителей литературы. Современную литературу во всех её формах перед широкой аудиторией пропагандировала с помощью авторских чтений, докладов и театральных постановок основанная в 1901 году местная группа «Общества почитателей Гёте». Его зачинателем и многолетним председателем был журналист Людвиг Гольдштайн, который в качестве фельетониста и критика «Гартунгской газеты» сам много писал и до 1929 года руководил местной группой, имевшей временами до 3500 членов. Не было почти ни одного немецкого писателя (кроме Герхарта Гауптмана), которого Общество не представило бы кёнигсбержцам. Оно не боялось конфликтов с цензурой, кстати, весьма мягкой, и даже выигрывало некоторые литературные процессы, что весьма положительно характеризует юстицию вильгельмовского «авторитарного государства».
В Городском театре после блистательного короткого периода во главе с Максом Штегеманном дирекция менялась часто. И лишь в 1892 году акционеры театрального общества нашли в лице Адольфа Варены (наст. фамилия Кон) толкового директора, который 20 лет руководил театром без рискованных экспериментов, но с надёжным чутьём на хорошие новинки. Театр играл всё, чего требовало время, вначале преимущественно Дана и Вихерта, затем Ибсена, Грильпарцера и Зудермана, но и натуралистические драмы Гауптмана, вокруг которых велись ожесточённые споры. Такая же полемика, как вокруг современного драматического искусства, разгорелась и вокруг современной музыки, начиная Вагнером и заканчивая Рихардом Штраусом. Три великих «Б»: Бах, Бетховен и Брамс, — являлись для признанного многолетнего музыкального критика «Гартунгской газеты» Густава Дёмпке вершиной музыкального искусства.