×
Traktatov.net » Черное солнце Украины » Читать онлайн
Страница 22 из 300 Настройки

У среднестатистического обывателя название «Социал-националистическая партия Украины» сразу вызывает в памяти ассоциации с партией Адольфа Гитлера — Национал-социалистической рабочей партией Германии (НСДАП). Но у основателей СНПУ есть своя версия происхождения этого названия. Вот что говорил в интервью Ярослав Андрушкив:

«— Авторство названия кому принадлежит?

— Мне. Некоторые подозревают, что мы лукавим, когда просим не проводить параллели с национал-социализмом…

— Согласитесь, ассоциации более чем достаточные!

— Не отрицаю, ассоциативные ряды действительно есть. Но, понимаете, вот главное: мы отталкивались не от немцев, а от работы Ярослава Стецъка «Две революции». Там все построено на двух аналогиях: движении Богдана Хмельницкого и движении Ивана Мазепы, почему первое имело успех, а второе — нет.

Движение Хмельницкого органично соединяло в себе социальное и национальное. То есть, Богдан выступал за Украину, за независимость, не разделяя элиту и чернь, простите за такой термин — он груб, но так в тексте статьи. Хмельницкий поднял «чернь». Народ пошёл за ним, почувствовав, что и волю даст, и облегчит их простонародную жизнь.

А Мазепа был более элитарным, ориентировался на казацкую старшину. И для него определяющим являлся национальный вопрос. Потому его усилия заведомо обрекались на проигрыш. Массы не поддерживали гетмана Мазепу[25].

Отсюда политику нетрудно сделать вывод для современной жизни. В Украине выиграет только движение, которое имеет опору на пожелания большинства народа, на социальные требования, и одновременно подкрепляется национальными идеями.

Мы поняли это очень отчетливо и с 91 года повторяли нашим руководителям: «Хлопцы, истина здесь! Надо становиться локомотивом! Если остальная часть страны увидит, что в Галичине, все получилось лучше, чем в остальных регионах, это и будет агитацией за независимость. Что у нас нет такой бюрократии, лучше дороги, что мы, в конце концов, ближе к Европе, чем остальные!» По сути, мы должны быть национальными, а по делам — социальным движением»[26].

Кажется, суть явно позаимствованной из нацистской классики «Майн кампф» социал-национальной программы Стецько-Андрушкива лучше всего — коротко, ясно и поэтически — выразил классик русско-болыпевистской поэзии В.В. Маяковский в поэме «Облако в штанах». Она вообще-то о заболевшем революцией российском обществе, но ведь все революции в чём-то одинаково омерзительны. «А во рту // умерших слов разлагаются трупики, // только два живут, жирея — // «сволочь» // и ещё какое-то, Ц кажется — «борщ»». Лучше не скажешь. Применительно к украинскому социал-национализму «сволочь» — это национальный лозунг и сразу понятно о ком. А знаменитый украинский борщ, с салом да под горилку, — это уже сугубо социальное. И попробуй вовремя не дать «свідомому» (т. е. «сознательному») украинскому патриоту борща…

В СНПУ действительно канонизировали программный текст Ярослава Стецько, написанный как панегирик на смерть Романа Шухевича. Формально идея заключалась в объединении национальной и социальной революций. Вот только в деятельности СНПУ за всё время её существования не было ни одного упоминания о борьбе за права наёмных рабочих, либо об отстаивании других социальных прав граждан. Более того, за всё время деятельности партии она даже не создала свою профсоюзную организацию. Вот и вся «социальность» украинского социал-национализма