Есть такое понятие — кривая обучения. Она поднимается вверх со скоростью, с которой вы усваиваете новые знания и навыки. Когда вы учитесь в университете, то эта кривая стабильно поднимается вверх. А вот с работой все не так просто. Когда вы начинаете новое дело, то кривая взмывает, и любая учеба начинает казаться просто детским лепетом по сравнению с новым опытом. Но вас нанимают на работу, чтобы работать, а не чтобы учиться. Через какое-то время вы научаетесь более-менее всему, и остается просто за деньги делать свое дело. Во взрослой жизни вас это может вполне устраивать. На свете много абсолютно некарьерных людей, которые, кстати, часто бывают настоящими профессионалами и ценными работниками. Но пока вы молоды, пока вы учитесь, вы не должны позволять кривой застревать на месте. Поэтому работу, где вы уже всему научились, хорошо бы сменить и уйти — пусть даже на меньшие деньги — в поисках новых ценных знаний и навыков. И ни в коем случае нельзя забрасывать учебу. В общей сложности ни на какой работе вы не получите столько новых знаний, сколько даст вам университет. Кривая обучения — это ваше будущее, ваша главная забота.
Не стремитесь к ранней карьере. Вряд ли эта должность и эта зарплата устроят вас через 20 лет. Не соблазняйтесь на быстрые деньги. Студенты во всем мире — народ бедный, и это не случайно. Потому что в студенческие годы деньги — не главное. Деньги придут потом, если сейчас вложить силы и время в собственный рост.
Non scholae, sed vitae discimus
«Мы учимся не для школы, а для жизни». Это выражение по-латыни (перефразированный Сенека) выбрали своим девизом многие школы и университеты, в том числе российские вузы: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московская юридическая академия. Эта фраза означает, что цель вашей учебы вовсе не в том, чтобы удовлетворить требованиям вуза и получить диплом, а в том, чтобы приобрести профессиональные знания и навыки на всю оставшуюся жизнь.
Не удивляйтесь, если университетские профессора гораздо меньше беспокоятся о вашей успеваемости, чем школьные учителя. Вы обязаны окончить школу, и учителя разделяют с вами эту ответственность. Университет вы оканчивать не обязаны. Профессора предоставляют студентам возможность получить знания. Но только от вас зависит, воспользуетесь ли вы этой уникальной возможностью научиться чему-то интересному и сложному, что не умеют другие.
Недавно, читая лекцию, я не уложилась в отведенное на нее время. Я произнесла «А теперь.» — и пока переводила дыхание, студент-первокурсник на первой парте громко сказал: «А теперь — перемена!» Я очень хорошо отношусь к студентам, и, честно, очень люблю читать лекции. Но как бы я это ни любила, я все время, каждую минуту понимаю, что нужны эти лекции не мне, а аудитории! Я повернулась к молодому человеку и сказала: «Ваше основное право — это не право на перемену, а право на лекцию». Лекция — не спектакль одного актера и не наказание, которое нужно отбыть. Студенты учатся не для преподавателей, а для себя и только для себя, для своего собственного развития, для своего собственного будущего.