– А они-то там зачем? – вопросительно приподнял бровь старший группы розыскников.
– В нужный момент они закрываются, полностью отрезая тоннель от внешнего мира. Включается вентиляция – и добро пожаловать в бомбоубежище! Никакая бомба не сможет пробить эту гору.
– Бомбоубежище длиной почти в километр?
– Оно в этой стране не единственное – есть и побольше.
– Ну хорошо, – кивнул старший, – а какое это имеет значение для поиска?
– Воротами можно перекрыть тоннель ещё в нескольких местах. Мало ли… входные шлюзы могут быть повреждены…
– Ага! – уловил мысль розыскник. – И вы думаете, что…
– Машины могли остановить и подобным образом. Сомневаюсь, что «Мерседес» способен тараном проломить створку весом в пару тонн…
А когда такие вот «ворота» закроются ещё и за спиной… Старший группы всё понял.
– Мы можем как-то это проверить?
– Да. Я знаю, где находится резервный вход. И мы можем отключить систему сигнализации. Снаружи…
Два джипа подрулили ко входу в тоннель. Свернули в сторону и остановились на специальной площадке. Выбравшийся наружу инженер, осмотрелся и кивнул, указывая направление.
Идти оказалось не так-то уж и близко, но вскоре вся поисковая группа остановилась около отвесной гранитной стены – дальше хода не было. Разве что по скалам вверх карабкаться…
Но инженер этого делать явно не собирался.
Подойдя к массивному валуну, он присел и пошарил рукою где-то рядом. Поднялся, сжимая в руке стальной стержень. Толкнул валун – и тот, неожиданно легко, провернулся на оси, сдвигаясь в сторону. Понятно, стержень фиксировал камень, не давая ему случайно сдвинуться со своего места.
А на открывшейся площадке стала видна дверца с цифровым замком.
По знаку инженера все отошли в сторону, и он, присев на корточки, набрал код. Откинул дверцу и, сунув внутрь руку, что-то переключил. Повторил все манипуляции в обратном порядке – валун встал на своё место.
– Пошли…
Следующий валун – уже в отвесной стене, отодвинулся в сторону безо всяких ухищрений – надо полагать, что запорный механизм уже был выключен.
А дальше – всё понятно.
Стальная дверь – и тоже с цифровым замком.
И – уходящий куда-то вглубь горы темный тоннель.
– Доставайте фонари, – не поворачивая головы, сказал специалист. – Освещение здесь не работает – даже аварийное. Все системы обесточены.
– А мы тут не задохнёмся?
– Вентиляция здесь организована правильно – в мирное время ей даже электричество не требуется – фильтровентиляционные установки ведь не работают… Не задохнёмся. Определённые неудобства, конечно, будут иметь место, но дышать можно.
Проход шёл вниз, время от времени сворачивая налево или направо. Лучи фонарей выхватывали в этот момент какие-то коридоры, уходившие далеко в стороны.
– А что там?
– Разное… – пожал плечами инженер. – Склады, технические помещения… много всего. Форт строился около пятнадцати лет. За это время тут кое-что успело устареть или поменять своё назначение. Сейчас даже трудно сказать – что именно планировалось здесь тогда устроить.
– Это сколько же мы будем всё это осматривать? – почесал в затылке один из розыскников. – Тут и недели не хватит!