×
Traktatov.net » Последняя тайна Распутина » Читать онлайн
Страница 130 из 142 Настройки
.

Как видно, англичане понимали: то, что произошло в подвале Юсуповского дворца, выходило за рамки этики и становилось именно преступлением, главным организатором которого был Самюэль Хор.

В своем донесении в Лондон британский резидент указал и на такой факт: «На следующий день после исчезновения Распутина Великий князь Дмитрий Павлович тоже собрал гостей во дворце Великой княгини Елизаветы Федоровны, верхние этажи которого заняты англо-российским госпиталем. Эта вечеринка отличалась особенным буйством и окончилась не ранее 7.30 утра»[433].

Следующий день? Это уже утро 17 декабря!

С начала появления представительства английской разведки на Мойке, 19, в задачу этой миссии входило отслеживание передвижения немецких и австрийских войск на восточном фронте, анализ и борьба с немецкой пропагандой в столице Российской империи, борьба с антианглийской пропагандой и пропагандой других антибританских элементов. Экспертом в этой области считался выпускник оксфордского Ориент-Колледжа, филолог, лейтенант Освальд Рейнер. Вот что пишет о нем современный английский историк Жиль Мильтон: «Свободное владение Рейнером русским, французским и немецким языками не избежало официального уведомления, когда он стремился присоединиться к армии при внезапном начале войны. Такая лингвистическая способность была очень полезна в военное время. Рейнера послали в Петроград в ноябре 1915 с задачей координирования цензуры телеграмм. Это было незадолго до того, как он сыграл в намного более опасную игру»[434].

Был ли Рейнер лучшей кандидатурой на роль в опасной игре? Думается, нет. Лингвист, филолог. Он скорее был бы хорошим профессором в Оксфорде, но никак не убийцей. Однако именно эту роль ему приказал сыграть Самюэль Хор, которому высшее руководство Великобритании поручило ликвидацию Распутина. Событие должно было состояться до приезда важной британской делегации Мильнера-Вильсона. И англичане боялись, что она может повторить судьбу Китченера, если Распутин узнает о ней заранее. Таково было их убеждение.

Но если бы произошло отречение Николая, состоялось бы регенство императрицы и был бы подписан мир с Германией, визит английской миссии Мильнера-Вильсона в Петроград не имел бы смысла.

Несмотря на утверждение британского посла о том, что Рейнер был студенческим товарищем Феликса Юсупова, учившегося в Оксфорде, это далеко не так. Да, время их обучения совпадает. Но Ориент-Колледж, где учился Рейнер, готовил языковедов, а Феликс Юсупов стал изучать политическую экономику. Кроме того, они принадлежали к разным сословиям, что для Англии немаловажно: Феликс был аристократом, а Рейнер – сыном провинциального драпировщика.

Одним из важных элементов заговора являлось то, что Юсупов, Дмитрий Павлович, Сухотин и Рейнер состояли в особых отношениях. По сути, это и было ядро заговорщиков, к которому впоследствии присоединились Пуришкевич и Лазоверт.

При первом взгляде на русских участников покушения поражает один нетипичный для российской политической действительности тех лет момент. В России группы для покушения, терактов и экспроприаций создавались по политическому принципу, что было бы логично в стране, где партии социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов имели группы боевиков. Так было бы, если бы эту группу сформировал, скажем, Савенков или знаменитый Андрей Вышинский, который был главой группы меньшевистских боевиков.