Поэтому, прежде всего, никогда не подавляйте. Что бы это ни было, это есть. Примите его, и пусть оно приходит – пусть встанет перед вами. Но просто сказать «Не подавляйте» недостаточно. С вашего позволения я бы сказал: «Подружитесь с ним». Вам грустно? Подружитесь с грустью, почувствуйте к ней сострадание. У грусти тоже есть суть. Примите ее, обнимите, посидите с ней, подержите ее за руку. Будьте дружелюбны. Любите ее. Грусть прекрасна. В ней нет ничего плохого. Кто сказал вам, что грустить – это плохо? На самом деле лишь грусть дарит глубину. Смех поверхностен, счастье не проникает глубже вашей кожи. Грусть доходит до самых костей, до мозга костей. Ничто не проникает так же глубоко, как грусть.
Поэтому не переживайте. Останьтесь с грустью, и она приведет вас к вашему сокровенному центру. Вы можете прокатиться на ней и узнать нечто новое о своем существе, то, чего никогда не знали. Это может открыться только в состоянии грусти, оно никогда не откроется в состоянии счастья. Темнота так же хороша, темнота так же имеет божественную природу. Не только день принадлежит Богу, но и ночь. Я называю такой подход религиозным.
Понимание несчастья, боли и страдания
От несчастья, боли и страдания трудно избавиться по той простой причине, что они сопровождают вас на протяжении всей жизни. Кроме них, в этом мире у вас нет друзей.
Проще испытывать боль, несчастье, страдание, чем быть совершенно одинокими, потому что в первом случае есть решения: можно принимать болеутоляющие средства, можно принимать наркотики в качестве бегства от несчастья. Вы можете заниматься всевозможными глупостями, чтобы забыть о своем страдании. Но для одиночества решения нет – ни одно обезболивающее не поможет вам избавиться от него, никакой наркотик, никакая глупость. Одиночество так глубоко, что все эти поверхностные методы не способны его достичь, не могут до него дотянуться. Вот почему так трудно избавиться от этой компании друзей. Это ваш мир, ваша семья.
Вы стали зависимы от своей боли, несчастья, страдания. На самом деле вы не хотите от них избавляться. Вы продолжаете задавать вопросы о том, как избавиться от них, но это тоже стратегия ума – продолжать спрашивать, как от этого избавиться.
Вы когда-нибудь искренне задавались вопросом, хотите ли вы от этого избавиться? Вы готовы жить без всех несчастий, боли и страданий, которые несли с собой все это время? Вы готовы остаться в одиночестве, без всех этих давних компаньонов, которые прошли с вами огонь, воду и медные трубы и никогда не покидали вас?
Когда все оставляли вас, они по-прежнему были с вами. Они следовали за вами словно тень, в каком-то смысле они были вашим утешением. Когда я говорю это, то вкладываю в это глубокий смысл.
Ваши страдания делают вас особенными. Без всех ваших страданий вы никто. Кто вы такие? Вам будет даже не о чем с кем-то поговорить. Вы будете в растерянности – о чем вам говорить?
Страдания, несчастье, боль – ваши творения. Это еще одна причина, по которой вы не можете от них избавиться. Вы породили их, они – ваши дети. Просто взгляните на людей, когда они говорят о своих страданиях, понаблюдайте за их лицами, посмотрите на их глаза – и вы будете удивлены. Они просто говорят о своих страданиях или хвалятся ими? Их лица сияют, когда они говорят о своих страданиях. И помните: вы это знаете, потому что делаете то же самое. Вы все время преувеличиваете свою боль, свои страдания, свои несчастья, вы сильно преувеличиваете их. Для чего? Если это нечто, от чего необходимо избавиться, зачем вы это преувеличиваете? Вы получаете от этого удовольствие.