×
Traktatov.net » Маршалы Наполеона Бонапарта » Читать онлайн
Страница 116 из 132 Настройки
, став легендами французского военного искусства.


P. S. В полководческом даровании Ней, безусловно, уступал и Массена, и Ланну, и Даву, и Сюше, и Сульту. Он не был стратегом и не умел согласовывать свои действия с другими наполеоновскими полководцами. Скорее, Ней был величественным исполнителем воли Наполеона – замечательным «ведомым», нежели самостоятельным военачальником, блестящим «ведущим». И тем не менее маршал Франции Мишель Ней был знаковой фигурой предельно насыщенной кровью и порохом фантастической, героической эпохи Наполеоновских войн. Иначе и быть не могло: сам Бонапарт, человек весьма ревнивый до воинской славы, назвал его Les Brave des Braves. Правда, такого эпитета он удостоился после гибели другого «храбрейшего из храбрых» – Жана Ланна. В отличие от многих маршалов, Ней мыслил только о славе военачальника, идущего в бой на десять шагов впереди самого быстрого из его солдат. Ней обожествлял храбрость, и его отношение к войне было почти мистическим. Бесстрашный, горячий, резко реагирующий на обиду, но столь же быстро прощающий все, кроме оскорблений, задевающих честь, Ней – это квинтэссенция того, что составляет легенду о Наполеоне. Когда сами французы его расстреляли – умерла и легенда…

Иоахим Мюрат

«Храбрейший из королей и король храбрецов»

Был час ночи, и шел проливной, ни на миг не ослабевающий дождь, когда Бонапарт вызвал к себе молодого командира эскадрона конных егерей. Он действовал по подсказке члена Конвента Дельмаса, который запомнил решительность и бесстрашие этого офицера при защите Конвента от взбунтовавшихся горожан. Влетевший в зал капитан с потрясающими темными локонами до плеч, развевающимися над блестящим доломаном, и с роскошной саблей, малиновым звоном бьющей по тренькающим шпорам, был именно тем человеком, в котором сейчас нуждался Наполеон. Ему был отдан короткий приказ: как можно быстрее пробиться в арсенал и привезти пушки в Тюильри. Нужно было галопом пройти через город, занятый мятежниками, которые попытались овладеть артиллерией. Молодой командир, охотно, даже весело принявший этот приказ, выполнил его блестяще. Браво рявкнув: «По коням! За мной!! Вперед!!!» – в сопровождении 300 конных егерей он промчался вихрем по улицам ночного Парижа, сшибая и опрокидывая всех, кто вставал на его пути. Отбросив прибывшую раньше него в арсенал пешую колонну противника (на равнинной местности он лихо обошел вражескую толпу с флангов и порубил ее в капусту), около двух часов пополуночи капитан овладел 50 пушками и в шесть часов утра 5 октября 1795 г. доставил их Наполеону в Тюильри. Мгновенно огнедышащие жерла были направлены на мятежников у церкви Сен-Рош. Прагматичный артиллерист Бонапарт сам отдал приказ: «Огонь!!!» А удалой кавалерийский капитан вошел в историю…


Героя звали Иоахим Мюрат (25.03.1767, Лабастид-Фортюньер – 13.10.1815, Пиццо, Калабрия). Этому высокому, стройному, плечистому молодцу с изящными губами, орлиным носом и такими бездонно-синими глазами с поволокой, что на него заглядывались женщины всех возрастов и сословий, было всего 24 года. Выросший в маленьком гасконском городе Лабастид-Фортюньер, где с трех лет сажают на лошадь (вот откуда у него вольтижерское ухарство, приводившее в изумление и соратников, и врагов!), Мюрат рано начал самостоятельную жизнь. 11-му (по другим данным, 12-му) ребенку в семье то ли кабатчика, то ли хозяина постоялого двора или даже управляющего имениями Талейранов Пьера Мюра Жорди и Жанны Лубьер предстояло стать священником. Это мало устраивало резвого и пылкого молодого человека, и он бросил обучение на кюре в Тулузском университете теологии (семинария Святого Лазаря). (Потом ходили слухи, возможно распускаемые самим Мюратом, обожавшим невероятные байки о своей лихой молодости, что на самом деле истинной причиной такого демарша послужила некая любовная история и сопутствовавшая ей дуэль.) Так или иначе, но аббатом он не стал. Зато 23 февраля 1787 г. красивый, сильный, решительный и безрассудно храбрый Иоахим поступил солдатом в 12-й Арденнский конно-егерский полк, расквартированный в Тулузе. Шикарный темно-зеленый мундир с белыми отворотами, сексуально обтягивающие его мускулистые ноги штаны-венгерки, сморщенные гусарские сапожки, длинная сабля и лихой скакун – вот что к лицу несостоявшемуся клирику! Звон амуниции и бряцание оружия, прерывистое ржание боевых коней и зовуще-бодрящие звуки горнов, воинственный вид бравых красавцев-кавалеристов и ореол их побед – вот что манило его! Именно здесь этот прирожденный любовник и дуэлянт чувствует себя «на коне»: соблазненных дам, а также проткнутых и порубленных кавалеров на его счету будет предостаточно.