Отметив это, посмотрим, что же происходит в последний период детства, который хронологически мы ограничиваем 7 и 11 годами, и который психологически может охватывать период от 6 до 14-15 лет.
Ошибочно считать, что процесс формирования личности определяется этапами школьного обучения, и, таким образом, зрелость определяется возрастом; студент лицея может обладать совершенно инфантильной психикой.
Этот период характеризуется упорядочением процессов, которые стали проявляться между 4 и 6 годами. Между 4 и 5 были заложены основы личного "я" со стабильной памятью. Появляется социальное супер-"я" как заряд реальности, дающий совершенно новые возможности; его не следует понимать как синоним группы людей.
Как только этот принцип начинает действовать, "я" начинает метаболизировать с интенсивностью, зависящей от силы социального фактора. Нужно 4-6, а иногда и 10 лет, чтобы личность почувствовала себя уверенно в окружающей среде, чтобы у нее появилась свобода движения, рефлексии и поведения. Ребенку было легче сначала узнать себя, потом семью и друзей, потому что было достаточно психоорганического контакта, основанного на личной привязанности. Сейчас для него уже невозможно вникнуть во все многообразие форм социального поведения, во всю многогранность движущих сил, обеспечивающих плюрализм людей, без посредства определенных точек своего организма. Невозможно по двум причинам:
1) Социальное "я" как намерение психики имеет ограниченные параметры применения рационального. Рациональность не является врожденным свойством человека. Она приобретается мнемоническим путем, посредством удержания в памяти решений, найденных для рядов аналогичных проблем, которые вставали перед человечеством с момента его возникновения. Поэтому рациональность не заложена в организме и не передается семантическим полем. Рациональное познание - это действие, совершаемое усилием воли.
2) Не существует человека или группы людей, способных немедленно осуществить универсальную теорию на практике; нет человека, который бы накопил энциклопедические познания на основе собственного опыта (особенно, в современной цивилизации).
Вследствие этого ребенок вынужден обращаться к разным источникам. Он нередко сталкивается с разочарованием, но должен научиться держать удар, если хочет стать хозяином того места, которое занимает в мире. На инстинктивном уровне в освоении социальной среды ему помогает только собственный организм. Импульс социальной среды берет начало от двух инстинктов, одного врожденного и одного приобретенного с помощью привычки. Врожденный инстинкт _ это принцип, по которому каждый стремится к абсолютному утверждению своего "я". Когда истощается поле, полученное от семьи и маленьких групп сверстников, и открывается огромный источник, неизбежно появляется желание обладать им, усилить им свое "я". Этот импульс и продолжает поддерживать его. Другой инстинкт - это детский опыт вознаграждения: познавая себя, личность растет, и этот закон продолжает действовать почти по принципу инерции в положительном смысле. В этом инстинкте сыграло свою роль и родительское честолюбие, которое стимулирует семантическое поле, воздействующее на организм. Это естественное честолюбие среды, в которой растет ребенок. Каждый взрослый во всем хочет максимального; даже если он фрустирован в значительной степени, сам комплекс стимулирует его амбиции. Все это создает импульс, действующий па ребенка и побуждающий его во всем добиваться большего.