Для периода полового созревания характерно развитие расширенного сознания (смутное предвосхищение априорного "я"), в ходе контакта со взрослым для подростка приоткрывается вечность в индивидуальном конкретном воплощении. Не передавая подростку конкретные знания и опыт, взрослый дает ему расширенное восприятие, чувство бесконечности, как бы являясь посредником между повседневным опытом и доступным изложением вечных истин, как бы говоря: "Я здесь и не здесь, и ты можешь быть таким же".
В этот период отношения между мужчиной и женщиной не играют решающей роли, потому что подросток, стремясь самоутвердиться путем конкретных поступков, показывает: "Я способен на это и на любой другой значительный поступок, чтобы подтвердить полноту своей жизни, и в этом не уступлю взрослым". Этот импульс действует постоянно: начальное сознание априорного "я" стремится к воплощению в историческом плане собственного существования.
Чтобы благоприятствовать росту и развитию подростка, взрослый должен играть с открытыми картами. Он должен щедро делиться всем лучшим, что в нем есть. и что может содействовать развитию подростка. Он должен привить ему осознание относительности социальных абсолютов и в то же время терпимость к ним, чтобы их использовать, не изменяя своему априорному "я". В этот период подросток замечает трансцендентные формы жизни и пытается найти их в социальных категориях. В детстве самовыражение принимает формы культурной семантики, отличные от семантики взрослых. Если же подростковый период протекает нормально, то ребенок стремится соотнести абсолютность своего мироощущения с историческим опытом функциональности в человеческом обществе, причем при этом всегда стремится выступать в роли протагониста.
Телеология педагогики
Я считаю необходимым подчеркнуть значение того, что составляет основу нашего курса лекций. Эта основа имеет определенный вектор и телеологический аспект. Задумаемся, что же является реальностью, что является побудительной причиной и первопричиной и оставим в стороне метафизику.
Что касается экзистенциальной очевидности, заметим, что побудительная причина является первичным явлением, принципом, который определяет новизну бытия, новизну, немыслимую без существования определенной причины; первопричина - это динамический принцип, благодаря движению к которому и достигается новизна действия.
Но если поразмыслить о следствиях экзистенциальных явлений, то именно цель является тем, что мотивирует побудительную причину. Если бы не было притяжения в сторону завершенности или цели, не было бы ни действия, ни его начала (побудительной причины).
Поэтому такие понятия, как побудительная причина и первопричина, всего лишь разные грани одной и той же динамики, которая в зависимости от положения, которое занимает в логическом времени, определяется тем или иным образом. Нас интересует первопричина, так как она придает жизни и деятельности смысл, без которого человек погибает. Так как телеология пронизывает всю жизнь, важно определить смысл и цели, определяющие основу жизни и структуру всех структур. Со смыслом люди живут и умирают, без смысла есть только абсурд, ведущий в ничто.