×
Traktatov.net » Психология без запретов! » Читать онлайн
Страница 25 из 75 Настройки

– Ангедонист бежит от реальности, он ее боится. Он утрачивает интерес к настоящей жизни и выбирает для себя суррогатные радости: бутылка пива с телевизором, компьютерные игры, порнушка.


– «Отнимать» радость может и идея справедливости – как я могу радоваться, когда у других плохо: в Африке голодным деткам тяжело, в Украине – война, люди где-то страдают, а я сейчас начну выкладывать свои фото на Канарах. Он не может демонстрировать это, радуется втихаря, «в кулачок», боится порадоваться активно, потому что это несправедливо и незаслуженно, с его точки зрения.


– Очень многие ангедонисты страдают синдромом «отложенной радости»: он сейчас потерпит, помучается, а потом – заживет и когда-нибудь порадуется по-настоящему. Человек покупает какие-то вещи, но не может себе позволить ими пользоваться прямо сейчас. И лежат эти обновки в коробочке, ждут какого-то особого дня, как будто у человека еще 33 жизни впереди. Помните мамины слова: «Доченька, мы съедим это потом. Этот тортик – для гостей. Вот они придут, и тогда попробуешь»? Все потом, завтра, но никак не сегодня.


– Человек на бессознательном уровне запрещает себе удовольствия. К примеру, приезжает на отдых, но не может позволить себе эту радость и начинает болеть. То он отравился, то понос, то ногу подвернул, то еще что-нибудь.


– Привычный (прямо скажем, чрезмерно суженный) фокус внимания не позволяет ангедонисту увидеть какие-то приятные моменты и насладиться ими. Даже попадая в самое прекрасное место мечты, он выбирает не новые эмоции, а прежний способ разрядки – скандалить и брюзжать. Например, человек приезжает в отпуск, но вместо солнца и океана он видит ТОЛЬКО негатив: посмотри, какая грязная дверь и стакан с пятнами! Ракурс внимания настолько смещен в «темную» сторону, что роскошный закат человек просто не видит. И об этом тоже писал Л. Н. Толстой: «Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только потому, что ум твой ложно направлен».

У всех людей есть какие-то проблемы: долги, здоровье пошатнулось, неприятности в бизнесе, с любимым поссорилась… Но это еще не вся жизнь. Ответ «Хреново!» на вопрос «Как дела?», возможно, правдив, но лишь частично: в жизни каждого человека при любых обстоятельствах есть позитив, но ангедонист не дает себе даже шанса его увидеть. Он не разрешает себе смотреть в сторону собственных достижений, обесценивает их, держит в фокусе исключительно негатив. Это, дорогие мои, эмоциональная распущенность, когда человек какие-то чувства себе позволяет, а какие-то – нет. В случае ангедонизма позволительны лишь незрелые чувства: тревога, страх, депрессия, печаль, зависть, ревность, тоска. Их почему-то наш герой себе разрешает испытать в полной мере. А вот радость, ликование, счастье у него не в чести – эти чувства запрещены, такая сияющая яркими красками гамма чувств недопустима к использованию.

На уровне бессознательного у ангедониста возникает цепочка самозащиты: пока я удерживаю тревогу, у меня все стабильно. Эта тревога гарантирует мне, что хуже уже не будет. Я мобилизован (а тревога есть не что иное, как состояние мобилизации), с помощью тревоги я контролирую ситуацию. Мне всегда печально, но именно эта печаль гарантирует мне предсказуемую перспективу, что всегда было, есть и будет СТАБИЛЬНО печально. Я мобилизован, и это нормально для меня. Я в домике! Состояние радости, эйфории и, не дай бог, счастья воспринимается как угроза. Если вдруг я взлетел куда-то высоко от счастья, значит, могу в любой момент упасть и тогда мне будет больно – нет уж, я лучше останусь в привычной тревоге и печали. Здесь все привычно для меня. Даже если я упаду (в данном случае уже с высоты собственного роста), не так уж будет больно. Чтобы не наступила расплата за счастье или радость, мне нужно постоянно удерживать себя в тревоге. А вдруг плата будет слишком высока?