Бадди Хоуп (в сторону зала). Пожалуйста!
Пухлая негритянка в оранжевом платье. Спасибо! Это я! Надеюсь, вы мне поможете разоблачить это чудовище, этого засранца, который испортил мне всю жизнь. Я должна знать: изменяет он или нет? Потому что он клялся мне четыре раза! Прошлый раз это было в ноябре, в День благодарения! У меня записано. А в пятницу этот засранец опять возвращается под утро и говорит, что он был у Саймона. И он думает, что я поверю! Но я не такая тупая. Я даже знаю, как зовут его подстилку! Но он все отрицает! Вы мне поможете, так ведь?
(Шум в студии.)
Безукладников. Вы считаете, будет лучше, если я скажу это здесь — при всех?
Негритянка в оранжевом. Почему бы и нет? Я не сомневаюсь!
Безукладников. Хорошо, я скажу. Он это делает. Точно так же, как и вы. Но вас ведь волнует совсем другое — чтобы выгорело с деньгами и с разводом. Вы даже Бога в церкви об этом просите. Мне очень жаль, но так не получится…
(Шум и смех в студии.)
Бадди Хоуп. Ник, вы опасный человек! (Смеется.) ОК. Поговорим о более спокойных вещах… Я не философ, но меня интересует вопрос объективности нашего взгляда — насколько точно мы видим окружающий мир? Приведу пример. У собаки черно-белое зрение, и скорей всего она не сомневается, что видит все правильно, что жизнь вокруг нее черно-белая…
Безукладников. Да, я понял. Вы хотите знать, насколько далеко человек ушел от собаки. Я вас огорчу — почти ни насколько. В каком-то смысле собака даже впереди.
Бадди Хоуп. Вы имеете в виду, что мы видим мир еще более неправильно, искаженно?
Безукладников. Честнее будет сказать, что мы почти ничего не видим. От силы шесть процентов. Остальные девяносто четыре процента нам вообще не видны — мы просто не способны это видеть.
Бадди Хоуп. Так… А где находится эта огромная невидимая часть?
Безукладников. Здесь же и находится.
Бадди Хоуп. Прямо здесь?
Безукладников. Да, мы смотрим сквозь нее.
Бадди Хоуп. У нас вопрос из зала… Прошу!
Пожилой мужчина с косичкой (говорит очень тихо, неразборчиво).
…факультета философии Массачусетского университета… в Беркли… Из монографии о проблемах физического времени… наряду с биологическим и психологическим… позволяет рассматривать с точки зрения гипотезы Хью Эверетта. Но это никак не снимает проблему физического времени. Как вы относитесь к данной проблеме?
Бадди Хоуп. Вы что-нибудь поняли?
Безукладников. Я все понял, кроме одного. Зачем рассматривать в физическом плане то, что физически не существует?
Бадди Хоуп. То есть? Чего не существует?
Безукладников. Времени.
Бадди Хоуп. А что мы тогда называем временем?
Безукладников. Кому что нравится.
Бадди Хоуп. Мы же говорим не о вкусах?
Безукладников. Конечно. Но людям почему-то нравится думать о времени как об особой физической субстанции. На самом деле — это чисто условное, придуманное понятие. Никому ведь в голову не приходит изучать килограмм или дюйм как особые физические субстанции. Их придумали исключительно для удобства измерения. О времени можно сказать примерно то же самое — измерительный инструмент…
Бадди Хоуп. Простите, а что в таком случае измеряется секундами, часами, месяцами или годами?