И вот тут очень важно определить, что «смерть» действительно наступила. И далее этот факт сомнению не подвергать. Причем: 1) определить так, чтобы не получилось, что «вскрытие показало, что пациент умер в результате вскрытия»; 2) не предпринимать безуспешных попыток применить электрошоковую терапию к абсолютно мертвому объекту, ежели вы ошиблись с констатацией смерти. И чтобы никаких половинчатых и попыток включить заднюю. «Умерла так умерла!»
Уходя, уходи. Уходи без сожаления, не оборачиваясь.
Мастер сказал ученику:
– Начисто забудь о своем прошлом – и ты станешь просветленным.
– Я так и делаю, только постепенно, – ответил ученик.
– Постепенно можно лишь расти. Просветление мгновенно.
Позже мастер объяснил:
– Тебе нужно прыгнуть! Крохотными шажками пропасть не преодолеть.
Бояться – глупо! Или игра в гляделки со страхом
– Итак, как я говорил, вот что мы должны предпринять относительно текущей ситуации…
– Но я же не получил еще никаких уроков!
– Совершенно верно. Вот твой первый урок. Когда обрисовывается кризис, не трать зря энергии на пожелание обладать сведениями или умением, которыми ты не обладаешь. Окапывайся и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть. А теперь заткнись, пока я введу тебя в курс дела… ученик.
Роберт Асприн. Еще один великолепный МИФ
Что мы делаем в первую очередь, когда на нас надвигаются неприятности или возникает угроза осложнения жизни? Правильно, мы начинаем бояться. Причем каждый боится «в меру своей испорченности». Кто-то впадает в панику и боится напоказ, демонстрируя всем, как ему страшно. Кто-то заползает в самый темный угол и там боится, молча и мучительно. Кто-то начинает разыгрывать крутого, своей неестественной бравадой «пацаны, все будет нормально, я обо всем договорился…» пытаясь заглушить страх. Кто-то впадает в ступор. Кто-то мечется из угла в угол… Однако факт есть факт – мы боимся. Но! Бояться – глупо.
Если в нашей власти что-то изменить, предотвратить или избежать появления проблемы (кризиса, неприятностей), значит, надо быстренько брать себя в руки и приступать к упреждающим мероприятиям. Страшно? Пусть. Как говорится, глаза боятся… ну, дальше вы знаете.
Если надвигающиеся события носят катастрофически-стихийный характер и мы никак не можем повлиять на траекторию их движения и место удара, тем более бояться глупо. Придется признать свое бессилие перед лицом катаклизма и постараться минимизировать его последствия для себя. Как вариант – уйти подальше от эпицентра.
Чего мы всегда боимся? Мы боимся неизвестности. Как маленькие дети боятся темноты, так мы боимся будущего, непредсказуемого и неопределенного будущего. Наш страх неизвестности – это наш взрослый страх темноты, значительно подросший и окрепший. Что там скрывается? Какие чудища там крадутся?
С возрастом детский страх просто трансформируется, переходит в иную ипостась. Но никуда не девается.
Даже если самое страшное ожидаемое событие произойдет, это не значит, что его последствия будут негативными. Да и если задуматься: большая часть ожидаемых событий, которых мы боимся, не случается.