×
Traktatov.net » Философия антикризисного мышления, или Дао кризиса » Читать онлайн
Страница 57 из 73 Настройки

ЛАО-ЦЗЫ. ДАО ДЭ ЦЗИН 22-Й СТИХ

Ущербное сменяется полным,

ложь сменяется правдой,

после низкой воды наступает сезон половодья,

старое сменяется новым.

в уменьшении – источник выгоды.

в умножении – источник тревог.

Вот почему мудрый следует Единому и тем являет пример для всей Поднебесной.

«Проблема для меня, а не я для проблемы»

– Теперь у нас будут большие проблемы, Ави.

– На свете не существует проблем, мистер Грин. Есть лишь ситуации.

Револьвер

Правильное отношение к проблемам очень хорошо иллюстрирует следующая дзенская притча.

Пришло время Мастеру проверять своих учеников. Он позвал троих, взял белый лист бумаги, капнул на него чернила и спросил:

– Что вы видите?

Первый ответил: «Черное пятно». Второй: «Кляксу». Третий: «Чернила».

Монах заплакал и ушел в свою келью. Позже ученики спросили:

– Почему вы плакали?

Монах сказал:

– Никто из вас не увидел белого листа.

Так и мы в жизни: кто-то видит черную полосу, кто-то – возможность для роста, кто-то – просто проблему, которую нужно решить. Но мало кто думает о том, что каждая проблема – это всего лишь клякса на листе нашей жизни. Хотя бывает, что лист в несколько слоев заляпан всевозможными черными пятнами, что и цвета-то его не разглядеть. И вообще непонятно, а есть ли он на самом деле?


Если из жизни исчезнет проблематичность, начнутся застой и регресс. Проблемы дают нам необходимую энергию для развития, решение проблем – основа нашего психического метаболизма. Мы развиваемся через синтез. Создавая из частных событий нечто цельное. Мы создаем себя из неприятностей, из проблем, из трудностей, из радости и печали, из горя и счастья, из слез и смеха. Мы создаем себя из внешних обстоятельств, потому что нам больше не из чего себя создавать. В течение жизни мы вбираем в себя мир, и он служит кирпичиками для построения нашей личности.

Приведу для примера отрывок из книги Сергея Лукьяненко «Спектр». Уж очень эта «сказка» соответствует моменту.

– Рождаясь, человек несет в себе мир, – сказал Мартин. – Весь мир, всю Вселенную. Он сам и является мирозданием. А все, что вокруг, – лишь кирпичики, из которых сложится явь. Материнское молоко, питающее тело, воздух, колеблющий барабанные перепонки, смутные картины, что рисуют на сетчатке глаз фотоны, проникающий в кровь живительный кислород – все обретает реальность, только становясь частью человека. Но человек не может брать, ничего не отдавая взамен. Фекалиями и слезами, углекислым газом и потом, плачем и соплями человек отмечает свои первые шаги в несуществующей Вселенной. Живое хнычущее мироздание ползет сквозь иллюзорный мир, превращая его в мир реальный.

Ключник молчал, посасывал трубочку. Мартин перевел дыхание.

– И человек творит свою вселенную. Творит из самого себя, потому что больше в мире нет ничего реального. Человек растет – и начинает отдавать все больше и больше. Его вселенная растет из произнесенных слов и пожатых рук, царапин на коленках и искр из глаз, смеха и слез, построенного и разрушенного. Человек отдает свое семя, и человек рождает детей, человек сочиняет музыку и приручает животных. Декорации вокруг становятся все плотнее и все красочнее, но так и не обретают реальность. Пока человек не создаст вселенную до конца – отдавая ей последнее тепло тела и последнюю кровь сердца. Ведь мир должен быть сотворен, а человеку не из чего творить миры. Не из чего, кроме себя.