Оно утратило свое тело, свое «Я», и потому его жизненные силы неисчерпаемы.
Нравственный кризис
При нравственном кризисе просыпается или обостряется совесть (многим в этой жизни стоило бы пройти через подобный кризис! Может быть, тогда мир стал бы чуточку лучше), появляется чувство настоящей ответственности, а с ним приходит и тяжкое чувство вины, муки, раскаяние за содеянное. Мы выставляем себе счет и сами же по нему платим. Мы становимся судом себе: и прокурором, и адвокатом, и присяжными. А поскольку приговор практически всегда один: «Виновен!», впадаем в глубокую депрессию и отправляем себя во внутреннее заточение, будучи не в состоянии ни принять повседневную жизнь, ни удовлетвориться ею как раньше.
Однажды ты проснешься и поймешь, что все в твоей жизни до этого самого дня было неправильно. Чудовищно неправильно. Бессмысленно, бесцветно, пусто… И ты захочешь сбежать из собственной жизни. Сорваться и сбежать! Бежать, куда глаза глядят! Прочь. Прочь. Прочь… Только бы не видеть ничего этого больше. Себя прежнего не видеть! Никогда… И ты побежишь, бросив все. Бросив то, что было для тебя дорого и важно. И на миг почувствуешь облегчение. Облегчение, которое дает только… смерть. Убить свою жизнь, чтобы остаться в живых. Ты сделаешь это. Обязательно сделаешь! А потом опомнишься… Но дороги назад уже не будет.
Анхель де Куатье. Яблоко Евы
Ценностный кризис, или Кризис системы ценностей
Мы стали меньше задумываться о том, что лежит за пределами этого мира. О том, что есть нечто кроме этой суетной реальности, вспоминаем, только когда нам становится совсем плохо, когда ценностей этого мира перестает хватать, чтобы поддержать гаснущую веру в то. что этот мир – реальность. И тогда начинаем цепляться за сомнительные идеи и учения, которые на какое-то время возрождают веру в то, что все окружающее нас все-таки имеет смысл, и это удержит нас в рамках окружающего мира.
Ситуацию с ценностным кризисом можно образно описать следующим образом. У каждого из нас есть определенный более или менее прочный внутренний каркас, иерархия ценностей, на которые мы опираемся. В результате какого-либо внешнего или внутреннего травматического события одна из ценностных опор выбивается или ломается и вся конструкция начинает заваливаться набок. Или вообще разрушится, если пошатнулась одна из базовых ценностных опор. Нам больше не на что опираться, мы теряем свою внутреннюю точку опоры. Внутренний стержень идет трещинами. Судорожно машем руками в пустоте, пытаясь хоть за что-то уцепиться, балансируем на самом краю бездны, стараясь не смотреть вниз.
И так будет продолжаться, пока не выстроится новая иерархия ценностей, новый более прочный каркас. Только тогда мы сможем выйти из кризисного состояния.
Духовный кризис, или Кризис трансформации личности
Даже самая сильная река, буйно стремящаяся в океан, попав в спокойную долину, может превратиться в болото.
Настоящий духовный кризис очень часто связан с измененными состояниями сознания. Его также называют кризисом эволюции сознания или трансформации личности. В принципе, все, что мы сказали о личностном кризисе, справедливо и для кризиса духовного. Духовное развитие человека априори подразумевает кардинальное преобразование «нормальных» черт личности, пробуждение скрытых возможностей, подъем сознания в новые неизведанные сферы, радикальную смену направления внутренней жизни.