3. Отсутствие надлежащей организации и контроля за охраной лиц, заключенных под стражу.
Так, 1 июня 2001 г. из Тужинской больницы (Кировская обл.) сбежал находившийся на лечении следственно арестованный Лебедев.
Условием, способствовавшим побегу, явилось то обстоятельство, что для его охраны был выделен лишь один милиционер, который на непродолжительное время отлучился из палаты, где находился следственно арестованный, который совершил побег и скрылся от правоохранительных органов.
Вследствие отсутствия контроля за несением службы сотрудниками охранно-конвойного подразделения милиции, которые «уединились» и распивали спиртные напитки, в ночь на 21 мая 2001 г. из ИВС Волосовского РОВД (Ленинградская область) совершили побег 6 лиц, содержавшихся под стражей.
В Иркутской области совершен побег из лечебного учреждения арестованных, находившихся под охраной пьяных милиционеров.
По данным фактам в отношении сотрудников милиции были возбуждены уголовные дела.
В 4 из 5 случаев побега арестованных во время проведения следственных действий вне ИВС, эти лица выдавались сотрудниками органов предварительного расследования без выделения наряда охранно-конвойных подразделений ОВД. При этом использовался служебный автотранспорт, не предназначенный для перевозки заключенных.
4. Ненадлежащее исполнение сотрудниками ИВС и охранно-конвойных подразделений ОВД своих служебных обязанностей, приводящие к тягчайшим последствиям.
Так, 5 сентября 2000 г. дежурный по ИВС ПОМ Тигильского РОВД (Корякский автономный округ) Ш. вывел из камеры обвиняемого Муравьева и стал распивать с ним спиртные напитки.
В ходе ссоры обвиняемый Муравьев отобрал у милиционера ключи от ИВС и комнаты для хранения оружия и боеприпасов, завладел автоматом и двумя пистолетами, застрелил Ш. и выпустил 8 задержанных.
Впоследствии преступник застрелил жителя поселка, второго ранил, а затем, захватив двух заложниц, скрылся вместе с ними на похищенной автомашине. В течение суток Муравьев был задержан, заложницы освобождены, а оружие — изъято.
Приговором суда рецидивист Муравьев был осужден к двадцати годам лишения свободы.
23 марта 2000 г. содержащийся под стражей Сахвадзе, по предварительному сговору с сокамерником Барбакадзе, был вместо последнего доставлен в суд, где и был освобожден в связи с вынесением приговора о наказании, не связанным с лишением свободы.
Проверка показала, что сотрудники конвойной службы милиции приняли из ИВС подсудимого, не сопоставив его личного дела со сведениями о личности конвоируемого в суд, а также не обратили внимание на его «неадекватное поведение в суде».
5. Большинство залов судебных заседаний надлежащим образом не оборудованы для содержания подсудимых. Некоторые подсудимые, доставленные конвоем милиции в суд, воспользовавшись тем, что скамья подсудимых не ограждена решетками, выпрыгивали в окна либо пытались совершить побег, применив физическое насилие к сотрудникам милиции.
6. Упущения в подборе кадров сотрудников ИВС и охранно-конвойных служб (вплоть до случаев преступного сговора сотрудников милиции с лицами, содержащимися под стражей).