Генеральной прокуратурой РФ всем прокурорам субъектов РФ 26 сентября 2001 г. за № 16-26-2001 было направлено информационное письмо «О нарушениях законности в деятельности органов внутренних дел по обеспечению охраны лиц, содержащихся под стражей».
В данном информационном письме справедливо обращалось внимание на то, что результаты анализа состояния законности в деятельности органов внутренних дел по обеспечению охраны лиц, содержащихся под стражей, свидетельствуют о наличии в ней существенных недостатков и упущений.
По сведениям ГУООП МВД РФ, в 2000 г. зарегистрировано 75 побегов подозреваемых и обвиняемых во время их охраны и конвоирования силами милиции. В I полугодии 2001 г. совершен 31 побег.
За 2000 г. и I полугодие 2001 г. было зарегистрировано 5 побегов в Свердловской области; по 4 — в Республике Дагестан, Удмуртской Республике, Оренбургской области и Корякском автономном округе; по 3 — в Краснодарском крае, Пензенской, Кировской, Камчатской, Волгоградской, Московской, Астраханской областях. В Москве, Республике Хакасия, Ленинградской и ряде других областей — по 2 побега.
В 57 случаях побеги совершены из помещений изоляторов временного содержания органов внутренних дел (ИВС); 16 — из автозаков и иных служебных автомашин; 24 — из-под охраны милиции во время нахождения в медицинских учреждениях; 4 — из помещения судов; 5 — во время проведения следственных действий.
Однако статистические сведения, представленные МВД РФ, как было установлено Генеральной прокуратурой РФ, не соответствуют данным, поступившим из прокуратур субъектов РФ, и положением дел на местах.
Так, в 2000 г. — I полугодии 2001 г. в Республике Дагестан, Удмуртской Республике, Пензенской, Иркутской и Ленинградской областях фактически было совершено по 5 побегов.
Основными условиями, способствовавшими совершению побегов подозреваемых и обвиняемых из-под стражи являлись:
1. Нерешенные вопросы реконструкции старых и строительства новых ИВС, их слабая техническая укрепленность.
Так, значительной части побегов из ИВС способствовала ветхость помещений, не отвечающих требованиям ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Например, 21 мая 2001 г. из ИВС Гатчинского РОВД (Ленинградская область) постройки 1868 г. (!) путем пролома стены совершен побег 14 лиц, содержавшихся под стражей.
Из ИВС Кулиновского РОВД (Республика Дагестан) 17 июня 2001 г. совершили побег трое арестованных, причем двое из них были взяты под стражу за совершение убийств.
Пол в этом ИВС был земляной, деревянное покрытие — ветхое. Для совершения побега арестованным не понадобились какие-либо специальные приспособления.
Аналогичные неудовлетворительные условия содержания задержанных по подозрению преступлений способствовали совершению 12 июня 2001 г. побега из ИВС г. Белова Кемеровской области 3 лиц, содержавшихся под стражей.
2. Физический износ и неукомплектованность специальных авто мобилей, для перевозки следственно арестованных.
Значительная часть побегов, совершенных при перевозке лиц, содержавшихся под стражей, из-за недостаточного количества автозаков происходит при использовании для этой цели служебного автотранспорта, не предназначенного для конвоирования следственно арестованных. Имевшиеся же автозаки физически изношены и неукомплектованы. При этом в Москве и иных субъектах РФ нормы перевозки следственно арестованных в суды превышаются в 3–3,5 раза.