Задумавшись о чем-то на пару мгновений, князь потер подбородок.
"Умение читать?"
- С трудом и по слогам, бл!.. А подписываюсь двумя крестиками - у меня и печать для этого есть, чтобы не перетрудиться. Кстати!..
Достав из кармана мундира небольшую, но очень важную коробочку со своим факсимиле , молодой чиновник выложил ее поближе к ежедневнику.
- Последний вопрос, он трудный самый, хе-хе...
"Занятие - ремесло, промысел, должность или служба, отдельно - главное и вспомогательное?"
- Ну, тут все просто. По основному своему занятию я внештатный чиновник Военного ведомства в чине надворного советника, то бишь - обычный государственный служащий. Так сказать, ходячая чернильница, хе-хе!.. А во вспомогательные запишем, что я на досуге люблю развлекаться изобретательством и инвестированием в различные коммерческие прожекты.
Зная, какое число заинтересованных лиц будет изучать его письменную "исповедь", аристократ представил их реакцию на его абсолютно честный ответ - и самым плебейским образом захохотал. Даже появление товарища Приамурского генерал-губернатора не остановило его веселье, лишь несколько уменьшило.
- Князь.
Укоризненно покачав головой, замерший на пороге кабинета генерал-лейтенант Гродеков всем своим видом выразил неуместность столь ярких положительных эмоций именно здесь и сейчас. Нет, пришедший весьма ценил шутку или пикантную историю (особенно в хорошей компании) - но даже он не позволял себе смеяться в момент всероссийского траура по безвременно усопшему бывшему генерал-адмиралу и Великому князю Алексею Александровичу. По крайней мере, не в присутственных местах.
- Простите, Николай Иванович, моя вина - не удержался.
Плотно прикрыв за собой высокую створку и пройдясь по дорожке до массивного гостевого кресла, заместитель самого главного чиновника Приамурья расположился в нем с непринужденной ловкостью, выдающей немалый опыт. И не только военный, но и просто - частых посиделок именно в этом предмете мебели.
- И что же вызвало ваш смех, князь?
- Рапорт одного из начальников пограничной стражи, полный косноязычных перлов.
Печально и понимающе покачав изрядно облысевшей за последнюю пару лет головой, Гродеков мимоходом утянул из стоящей возле кресла шкатулки толстую сигару. Слегка размял, и с наслаждением втянул в себя запах табачного листа - хотя курильщиком он и не был, но приятные запахи любил.
- Собственно, я к вам по поводу одного отчета.
Поводив сигарой у лица, гость с легкой улыбкой вернул обратно ароматный привет с далекой Кубы.
- В конце марта - то есть уже через неделю, мне предстоит доклад Сергею Михайловичу касательно развития морских промыслов в нашем крае. Наверняка будет поднят вопрос и о тех двух брошенных американских кораблях, обнаруженных промысловой шхуной вашей Дальневосточной компании. Согласитесь, случай довольно неординарный?..
Вытянув из лотка на столе папку, отличающуюся от своих казенных коричнево-серых товарок фиолетовым цветом картона, хозяин кабинета не глядя раскидал в стороны веревочные завязки.
- Дополнительное расследование, предпринятое по моей просьбе, не нашло никаких следов насилия над экипажами плавучего завода и китобойного судна, как-то: личные вещи на месте, судовая касса в полной сохранности, корабельный арсенал не вскрыт. Никаких признаков борьбы, вспышки заразной болезни или тому подобного, последние записи в судовых журналах самого обыденного свойства. Сделанные на месте капитаном "Нарвала" фотографические карточки и протоколы осмотра прилагаются, как и свидетельские показания экипажа шхуны...