У этого растения не обычно все, и прежде всего — ритм развития. Ранней весной появляются крупные, сочные с блестящей поверхностью листья и коробочки с семенами. Да, никаких цветов: листья и плоды. Как только созреют плоды, все надземные части отмирают и на месте, где была мощная зелень, не остается и следа Все лето растение живет в земле, там находятся его клубни, и лишь осенью, разрывая сухую землю, выходит на поверхность чудо-цветок.
Необычны свойства веществ, которые способно создавать это растение. Изучены пока только два вещества безвременника: колхицин и колхамин. Колхицин открывает большие возможности повышения урожайности сельскохозяйственных культур; колхамин применяется при лечении некоторых видов рака кожи.
Закончив работу в горах, мы спустились к черноморскому побережью. На прибрежных песках своя специфическая растительность: индийский подорожник, якорцы, распластанные на песке растения с крепкими рогатыми колючками. В якорцах, как и в зимовнике, могут быть вещества, необходимые для синтезирования очень сложных лекарственных веществ, таких, как гормоны, кортизон.
Мы давно уже установили правило: внимательно относиться ко всякому сообщению о применении растений в качестве народного лечебного средства. Изучая многовековой опыт народа, мы не имеем права на заносчивость и всезнайство. Ведь можно научно проверить любое сообщение о лекарственных свойствах растений.
Наконец, снова Кубань. Расположились на открытой поляне у реки Белой. Собираем корни, семена, анализируем их. Подъезжает всадник. Попив с нами чаю, он, — я уже ждал этого, — стал развязывать свой узел знаний и суждений.
Лекарства — это хорошо, дело понятное. А что делать с амброзией? С каждым годом этот сорняк завоевывает все новые площади и районы. Земледельцы Кубани затрачивают много сил и средств для борьбы с этим сорняком. Скот эту траву не ест. Пробовали силосовать амброзию — тоже несъедобна. Мысль нашего гостя такова: если амброзию не ест скот, значит, в ней есть «что-то». А нельзя ли узнать это «что-то» и применить с пользой?
Его прерывает новый гость, подъехавший на велосипеде.
— Я вот насчет «бешенки» приехал.
— До «бешенки» мы еще не дошли, — ревниво отмахивается объездчик.
И оба они, а для нас очень важно получить сведения не из одного источника, рассказывают, что семена «бешенки», то есть дикой мальвы, обладают ярко выраженной способностью возбуждать нервную систему. Вот и еще один объект для исследований.
В сентябре мы возвращались в Москву. Драгоценный наш груз мы заранее отправили по железной дороге. Собранные растения — их 80 образцов — теперь исследуют в трех московских институтах.
Цветы безвременника великолепного как бы светятся изнутри…
Переусердствовал
В. Викторов