×
Traktatov.net » Здоровье, 1962 № 06 (90) » Читать онлайн
Страница 40 из 59 Настройки

Склоны перевала Цхра-цхаро — естественный ботанический сад с необычайным разнообразием растительности. В этих краях был впервые найден крестовник широколистный, а в нем было открыто и введено в медицинскую практику новое лекарственное вещество — платифиллин, который применяется при лечении язвенной болезни, бронхиальной астмы, гипертонической болезни, стенокардии и других заболеваний.

Нельзя равнодушно пройти по дороге от Бакуриани до перевала Цхра-цхаро. На протяжении шестнадцати километров сменяют друг друга растительные ландшафты, природа необычайно красива и таит для нас неисчерпаемые возможности.

Возвращались старой дорогой, но теперь произошла сезонная смена растительного покрова. От зеленых куртин белоцветника не осталось и следа. Если бы весной мы точно не отметили мест, разыскать луковицы этого растения было бы невозможно. И когда в Мингрелии мы стали выкапывать луковицы белоцветника, хозяева соседнего дома с любопытством наблюдали, с какой точностью мы их находили. Дело в том, что еще весной мы составили план усадьбы и нанесли на него куртины белоцветника. Пасущиеся рядом свиньи не обращали никакого внимания на сочные луковицы. Будь эти луковицы съедобны для свиней, белоцветник был бы нацело уничтожен еще несколько сот лет назад.

Весной мы не доехали до озера Рица — тогда было еще рано. Теперь, минуя Рицу, едем выше в горы. Там, в верховьях реки Лашипсе, раскинулся поселок. Отдыхающие строят здесь фанерные домики. Вокруг столетние ели, по склонам искривленные сползающим снегом клены и березы.

Обилие влаги и мягкий климат обусловили развитие мощной и богатой растительности.

Переехав вброд реку, мы остановились: дальше проехать на автомобиле невозможно.

Первое же обследование окрестностей дало такие богатые результаты, что мы не только радовались, но и испытывали беспокойство: как справиться со сбором растений и, главное, куда их деть? Ограничить сборы только образцами мы считали себя не вправе.

Необходимо собрать такое количество, чтобы дать возможность химикам изучить алкалоиды, а фармакологам обследовать их биологическую активность. Но здесь нет, как в Бакуриани, домов, сараев, крыш и чердаков, а дожди идут по нескольку раз в день.

Постепенно все устроилось. На пастбищах, у самых снегов, наши сотрудники подружились с пастухами и на их ослах вьюками везут вниз собранные растения. Приходят, обычно, промокшие насквозь и согреваются у костра. Пущены в ход все тенты, брезентовые навесы. Вскоре работа наладилась и приобрела даже некоторую ритмичность. Из дачного поселка к нам приходят ребята, они тоже хотят собирать травы. Каждая экскурсия в окрестности полностью загружает лабораторию.

Осень. Прекрасной дорогой мы поднимаемся вверх по реке Мзымте, в Красную Поляну. На 46-м километре я вошел в сумрачный и пустынный в эту пору лиственный лес. Не опавшая еще листва деревьев застилала свет. Почва безжизненна, ее покрывают остатки уже отмерших побуревших трав. Пора цветов прошла. И вдруг среди стволов, на голой земле, я вижу группу чистых, лилово-розовых, как бы светящихся цветков. Ни листочка, лишь нежные, крупные, изумительные по изяществу и простоте формы цветы. Они были рассеяны всюду. А вечером из этих цветков-бокалов, едва касаясь их длинным хоботком, пили нектар огромные бабочки бражники Мы присутствовали на торжестве цветения безвременника великолепного, блестящего.