Вспоминается такой случай. Для государственного испытания поступил новый опытный образец высокопроизводительного самоходного шасси СШ-75. При первом же знакомстве в машине были обнаружены серьезные недостатки: неудобная и тесная кабина, превышение предельно допустимых норм шума и вибрации. А температура воздуха в кабине при работающем двигателе была почти в два раза выше наружной. Поэтому через 2–3 часа работы водитель выходил из кабины потный, очень утомленный. Разве можно было допускать эту машину к серийному производству? Конечно, нет! Ее возвратили конструкторам для доработки..
В этом году Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения «Россельмаш» начинает выпуск нового самоходного комбайна СК-4. Проверка показала, что и при его конструировании были допущены нарушения существующих требований техники безопасности, имелись и серьезные гигиенические дефекты. Так, например, вибрация на рычагах управления превышала предельно допустимые нормы, а шум на площадке водителя достигал 102 децибел при норме 75; сидение жесткое и притом не регулируется по высоте; кабины вообще нет.
Был созван специальный координационный совет. Представители технической инспекции профсоюзов, Государственного технического надзора и санитарной службы, гигиенисты и физиологи резко критиковали конструкторов за то, что они мало позаботились о создании хороших условий труда водителей. Было призвано необходимым устранить отмеченные конструктивные недостатки. И это, конечно, будет сделано! Гигиенические требования к сельскохозяйственным машинам в нашей стране опираются на силу закона и продиктованы горячей заботой о здоровье человека.
Сейчас в Ленинграде создается опытный образец мощного трактора К-200. Кабина этого трактора будет полностью соответствовать гигиеническим требованиям, иметь надежную вентиляцию и кондиционированный воздух. Кондиционер в любое время года и при любых наружных условиях обеспечит подачу в кабину очищенного и охлажденного (или согретого, в зависимости от надобности) воздуха.
Имеет ли труд механизаторов какие-либо физиологические особенности, которые следует учитывать, организуя работу и отдых трактористов и комбайнеров? Безусловно.
Механизаторы, работающие на новых скоростных тракторах, испытывают сравнительно небольшую физическую нагрузку. Однако к концу рабочего дня тракторист все же чувствует усталость, порой жалуется: «пересидел ногу», «онемела рука», «болит спина».
Это объясняется тем, что утомляет сама рабочая поза тракториста, так как она требует мышечного статического напряжения, а это одна из самых утомительных форм мышечной деятельности. Ведь даже хорошо физически развитый человек, например, не в состоянии больше 3–5 минут удержать вытянутую горизонтально вперед руку без груза.
Изучение влияния труда на мышечную работоспособность показывает, что утомление у тракториста как бы замаскировано. Это видно из такого примера. Если перед работой и после нее измерять у трактористов максимальную силу мышц кисти, то оказывается, что после работы она нередко возрастает на 2–3 процента. Казалось бы, мышечного утомления нет.