Три шарагольских хана, черные колдуны, создали огромную железную птицу (вспомним «железных птиц», на которых неведомо откуда прибыли предки эскимосов). Эпос прямо называет ее «рукотворной» Птицей Зла. И послали ее на юг воевать.
Однако у Гэсэра технологии оказались не хуже. Птицу серьезно повредил, едва не сбив с небес стрелой, даже не он сам, а одна из его жен Алма-Мэргэн. Стрела эта, изображенная очень мощной, потрясшей «глубины и низины», очень уж подозрительно напоминает по описанию ракету «земля – воздух».
(Тут поневоле вспоминается, что южнее, у индийцев, существует эпос «Махабхарата», где тоже описываются странные летающие колесницы, огромные железные стрелы, страшные битвы с применением какого-то серьезного оружия, и встречаются даже места, которые можно истолковать, как выпадение радиоактивных осадков после взрыва.)
Подбитая Птица Зла отправилась «зализывать раны» к «скованному тяжелыми льдами» океану, «где лежит во тьме ледяной простор, где трещит во мгле костяной мороз», «где, как горы ледяные, торчат торосы». И причитала на лету: «Я на родину вечного холода улечу и лягу на отдых в ледовитых холодных водах».
На родине, правда, птичке не повезло. Отчего-то у шарголинцев возникли подозрения, что она попытается, «починившись», напасть на них самих, и колдуны ее уничтожили.
Интересно, что в книге арабского книжника Абу Хамида аль-Гарнати, побывавшего в верховьях Волги в XII веке, есть упоминание, что в «Мире Мрака», где ночь длится сорок дней, стоит «огромное дерево вроде большого селения, а на нем – большое животное, говорят, что это птица…» Об огромных птицах на огромном дереве, растущем на каких-то северных землях, говорит и славянская, и скандинавская мифология…
Ну вот, пожалуй, и достаточно. Иначе вся эта книга будет состоять из рассказов о Гиперборее, а нам необходимо оставить место для других тайн и загадок. Тем более что о Гиперборее уже написано немало и до меня.
На чем можно закончить? Пожалуй, на том, что легенды о Гиперборее, как уже мельком упоминалось, не таят в себе ровным счетом ничего ненаучного, фантазийного и уж тем более мистического. Наоборот, научные данные как раз подтверждают, что в сравнительно недавние времена, уже на памяти человечества, обширная суша поднималась над водой. Нет ничего антинаучного и в утверждении, что там в древние времена могли жить люди, вынужденные впоследствии покинуть родину кто из-за перенаселения, кто из-за нагрянувших холодов. А в древних сказаниях давно признается, сплошь и рядом встречаются обрывки древних знаний и память о реальных событиях. Так может оказаться и с Гипербореей.
А птицы по-прежнему летят над холодными водами на север, придерживаясь своего, только им известного маршрута…
Глава вторая
Сибирский бестиарий
Ничего загадочного или экзотического в этом слове нет. Бестиариями (от латинского «bestia» – зверь) назывались европейские книги о животных. Этакие иллюстрированные зоологические энциклопедии. Появились они в раннее Средневековье и в превеликом множестве выходили несколько столетий – сначала в рукописном виде, потом, с развитием типографского дела, – в печатном. Очень часто речь в них шла о вполне реальных зверях – вот только по причине скудости знаний и отсутствия зоологических экспедиций даже реальные животные вроде жирафа или носорога изображались на картинках этакими мифологическими чудищами, на себя не похожими.