×
Traktatov.net » The Firm. История компании McKinsey и ее тайного влияния на американский бизнес » Читать онлайн
Страница 199 из 217 Настройки

Если же не касаться доходов, то в отношениях фирмы с общественностью творился кошмар, и он все усугублялся. В марте 2011 года газета Wall Street Journal сообщила, что в расследование вовлечен не кто иной, как сам Раджат Гупта. Разоблачения, сделанные Wall Street Journal, сразу же вызвали два почти немыслимых вопроса: принимал ли управляющий директор McKinsey участие в инсайдерской торговле? Делал ли он это в то время, когда управлял фирмой?

И ты, Гупта?

Из всех управляющих директоров, ушедших из McKinsey, наибольшую известность получил Раджат Гупта. Действительно, к 2007 году (время его ухода) он уже прошел значительную часть пути к своей второй карьере – филантропа. В 2001 году он помог собрать миллиард долларов в помощь пострадавшим от землетрясения в индийском Гаджарате. В числе прочих он основал Всемирный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Он выполнял задания ООН, входил в совет Всемирного экономического форума, а также председательствовал в учрежденной Фондом Билла и Мелинды Гейтс Инициативе по борьбе со СПИДом в Индии. В сущности, он фактически возглавлял международное отделение India, Inc.

Гупта сохранял также связи с корпоративным миром, и долгая карьера советника, имевшего отличные связи в мире бизнеса, делала его желанным директором. В 2006–2009 годах Гупта занял место в советах директоров пяти компаний: AMR – материнской компании American Airlines, Genpact, занимавшейся аутсорсингом (здесь Гупта председательствовал в совете директоров), Goldman Sachs, гиганта-производителя аудиооборудования, Harman International и Procter & Gamble. Кроме того, Гупта вошел также в наблюдательный совет Сбербанка, крупнейшего в России и Восточной Европе по величине активов. И в совет Финансового центра Катара. Пребывание на этих должностях в 2009 году принесло Гупте в общей сложности более 3,2 млн долл.

В 2008 году Сбербанк выплатил Гупте 525 тыс. долл. (следующий по сумме гонорара директор получил всего 110 тыс. долл.). Вопрос о том, мог ли Гупта быть реально независимым, получая 525 тыс. долл. в год, казался достаточно серьезным. Неслучайно находящаяся в Вашингтоне организация RiskMetrics, занимающаяся надзором за корпоративным управлением, рекомендовала акционерам-миноритариям голосовать против включения Гупты в состав наблюдательного совета. Однако его все равно переизбрали.

Когда в ноябре 2006 года Гупта вошел в совет директоров Goldman Sachs, казалось, что он идеально подходит на эту роль: бывший руководитель высшего звена одной из самых таинственных фирм, обслуживавших элиту, появился в аналогичной фирме. Менее чем через два года поползли слухи, что Гупта сообщил генеральному директору Goldman Sachs Ллойду Бланкфейну о своем желании выйти из состава совета директоров. По словам Гупты, он слишком перенапрягся. Однако руководители Goldman Sachs уговорили его остаться – чтобы избежать негативного впечатления от ухода одного из директоров во время финансового кризиса.

Обширные связи Гупты и его статус одного из самых выдающихся индийских бизнесменов мира, естественно, обеспечили ему приглашение на первый правительственный обед, данный президентом Бараком Обамой в ноябре 2009 года в честь премьер-министра Индии Манмохана Сингха. Но если Гупта и делал хорошую мину в чертогах власти, весьма вероятно, что внутри его точило беспокойство. Кумара и Раджаратнама арестовали всего лишь несколькими неделями ранее. Федеральная резервная система предъявила Кумару обвинения на основании нескольких телефонных разговоров с Раджаратнамом летом и осенью 2008 года. В то же самое время несколько любопытных звонков Раджаратнаму сделал и Гупта.