Априорное «Я» всегда предоставляет идеальный критерий совершенства. Расхождение между априорным «Я» и логико-историческим «Я» образует «вытесненное». «Вытесненное» означает: то, что «кусает дважды»[181]; первый раз это происходит по ошибке природы, а за второй несет ответственность «Я». Мы могли бы зрительно представить его как скорпиона, впивающегося в спину.
Субъект должен преодолеть свою застарелую проблему, которая служит рефлективной матрицей для всех других контактов, несущих ему чужеродную инкубацию. На основе рефлективной матрицы сознание было взломано. И даже когда мы пытаемся понять ее, пробитая брешь всегда опережает понимание. Занесенный в компьютер вирус интерферирует с самой жизнеспособной точкой проблемы. «Я» становится объектом внедренной программы, потому что понимает действительность исключительно на основе читаемой им информации, а она проистекает не из данных реальности, но от монитора отклонения. Как следствие, действия «Я» не адекватны. Монитор отклонения превращает человека в систему как в глобально-социальном плане (вся планета), так и в плане индивидуальном. Обычные стереотипы, к которым крепко привязан человек – ревность, агрессия и т.д., одинаковы для людей всего мира. Заданы несколько модальностей программы, и из них складываются некоторые варианты.
Искаженная информация и, следовательно, монитор отклонения полностью окончательно закрепляются в период между окончанием полового созревания и юношескими годами, когда стабилизируется вся организмическая структура[182]. В этот период определяется характер. Начиная с этого момента, субъект может полностью изменить себя только с помощью психотерапии, потому что способ существования в этом возрасте становится определяющим на всю оставшуюся жизнь. Если, например, субъект в юношеские годы отличается поверхностностью, он навсегда останется человеком, о котором обычно говорят «ни то, ни сё». Или, если в этом возрасте у него есть какие-то физические недостатки, то в дальнейшем он как бы приобретает право на несовершенство, претендуя на жалость других людей, ибо ему не повезло. Однако он остается в проигрыше, поскольку, в конечном итоге, расплачиваться придется только с жизнью, математические законы которой неумолимо точны.
Необходимо обладать функциональной гибкостью, которая позволяет постоянно совершать оптимальный выбор в соответствии с этикой ситуации. Для того чтобы быть функцией Ин-се, «Я» должно иметь в своем распоряжении все маски, меняя их по ситуации.
Совершенство «Я» проявляется как этика ситуации. Где бы мы ни находились, реагировать следует в соответствии с оптимальным выбором, чтобы обеспечить реализацию потенциала. Потенциал следует формализовать в соответствии с обстоятельствами, стараясь найти победный выход и не думая о том, мужчина вы или женщина, мать или ребенок и т.д. Основное правило, в любом случае, – это правило выживания: нужда упраздняет все законы.
Мораль исходит из двух начал: 1) жизнеутверждающий эгоизм; 2) обстоятельства-контекст, в котором имеет место данный эгоизм. Мораль ориентируется на настоящее и будущее, стереотипы же опираются на прошлое. Действительно, жизненная этика отвечает на следующие вопросы: 1) что для меня, здесь и сейчас, является наилучшим? 2) что для меня является наилучшим в перспективе завтрашнего дня?