×
Traktatov.net » Проект «Человек» » Читать онлайн
Страница 131 из 166 Настройки

Глава шестая

Заметки об этике и эстетическом здоровье

6.1. Заметки об эстетическом воспитании[175]

6.1.1. Склонность к эстетике

Под «эстетической склонностью» я понимаю способ получения удовольствия. Жизнь бессмысленна, если ее целью не является удовольствие. Любые обстоятельства, ответственность, тревоги, любой риск – все стало бы безосновательным без стремления к удовольствию.

Удовольствие – это резонанс или же последствия исполненного порядка; это совпадение, или точная пропорциональность частей в гармонии ради некоторого результата. Это совершенный порядок, который нравится и побуждает к созерцанию. Это успокоившаяся у своей цели вожделенность.

Однако жизнь большинства людей сводится к напряженным исправлениям, которые заключаются в избегании неверного шага и выявлении того, где произошла ошибка.

Эстетическая практика кажется излишней, но это – труднейшее и высочайшее занятие, недоступное массе. Оно предполагает волю и техническое умение постоянно жить на пике опыта. Стать совершенным «да» – вот что было бы высшим воплощением морали человека, его естественной судьбой.

Жизнь – это непрерывное нарциссическое удовольствие, торжествующий эгоизм. Эстетическая практика является природной нормой жизни, но для получения удовольствия требуется, чтобы все происходило в соответствии с тем, как это заложено природой. Если жизнь – это базовая необходимость, то совершенство – необходимое условие, чтобы быть счастливым.

Каждое мгновение по-своему совершенно, и все организмические потребности подчиняются строго определенному порядку. Счастье – это постоянная практика эстетической склонности. Эстетическая склонность – это совершенная реализация предпосылок, уже вписанных в нашу природу, в наше онто Ин-се.

Исходной позицией, необходимой для эстетической наклонности, будет чистота ума. Без чистоты ума практиковать прекрасное – абсурдно, потому что без нее мы не в состоянии размышлять надлежащим образом. Под «ментальной чистотой» подразумевается способность упорядоченно мыслить, владея точными ментальными критериями. Когда я, например, теряю время на то, чтобы плохо думать о ком-то другом, мой ум заболевает так же, как желудок от недоброкачественной пищи.

Откорректированное в своей основе сознание увидит зло, если необходимо его исправить или когда требуется защитить собственную жизнь от загрязнений, подвергающих ее опасности. Следовательно, зло или болезнь будет увидено, только если: 1) речь идет о лечении или 2) в целях необходимой обороны. По какой-то другой причине зло не будет замечено, потому что субъект, принадлежащий самому себе, «обитает» исключительно в мире добра, избегая ситуаций, далеких от совершенства: на самом деле, каждый метаболизирует себе подобное. Во все вмешивается тематический отбор. Если ум субъекта чист, то зло его не касается, оно находится где-то там. При этом ум субъекта отбирает из среды то, что приятно. Кроме того, можно найти удовольствие в следующем: 1) в фантазировании, 2) в совершаемых действиях, 3) в природе[176].

Очистить ум – значит сделать его точным для осуществления функции жизни. Если в разуме постоянно присутствует некое искажение, вынуждающее субъекта все время критиковать действия другого, можно выдвинуть две гипотезы: 1) этот субъект слаб и продолжает оставаться под властью негативности другого человека; 2) действующее нарушение порядка. В этом случае подобная критика превращается в разрядку, обусловленную потребностью видеть в другом то, что на самом деле присуще самому субъекту; эта ярость, таким образом, усиливает агрессивность, которой уже снедаем субъект. Это – ярость несостоявшейся жизни, смещенная в нападение.