Креативность – это измерение формализации новых контекстов, которые возникают и развиваются, исходя из достигнутой человеком точности: человек от состояния естественного приходит к состоянию паранормальному и даже сверхъестественному. В последнем случае развиваются такие события и знания, которыми субъект напрямую посредует пропорциональную соразмерность других универсумов, потенциально доступных онто Ин-се и способных придать субъекту очертание по измерению онтического откровения.
На самом деле, большинство людей, достигнув начального благосостояния, почти всегда своими вложениями способствуют его утрате, что влечет за собой регресс в аффективном, сексуальном и интеллектуальном плане. Преждевременная старость или регресс по отношению к состоянию благодати заявляют о себе, прежде всего, потерей интеллектуальной остроты реакции, которые становятся привычными, статическими процессами, тогда как в полноценной жизни человека они прогрессируют с постепенным обретением – от одного внутреннего мира к другому – большей интериоризации в мире причин.
В состоянии благодати необходимо постоянно осуществлять метанойю. Я заметил, что достижению или поддержанию состояния благодати препятствует не отсутствие способности, а нежелание субъекта, который полноценному, тотальному выбору предпочитает промежуточный, приспосабливаясь к обстоятельствам и откладывая окончательное решение. Совершить «тотальный выбор» – значит рационально и гуманистически, без метафизических стрессов, демонстрирующих шизофрению, ежедневно отождествлять себя с лучшим, во всех своих мелочах. Тотальный выбор не делается раз и навсегда: его надо осуществлять везде и повседневно, во всех ситуациях, в противном случае в человеке снова возобладает чуждое, отличное от того, кем он является на самом деле. Речь идет о сознательной зрелости выбора и о том, чтобы всеми средствами соответствовать этому выбору.
Познать опыт благодати и креативности можно, но для этого надо положить в основу тотальный выбор – изменить жизнь. В противном случае все остальное бессмысленно, поскольку природная интенциональность подвергается постоянному разложению.
Благодать делает человека очаровательным, но если он не умеет постоянно возрождать свою жизненную мощь, то вмешиваются силы, которые лишают его этого блага. Фундаментальная ошибка субъекта заключается в том, что он жаждет восхищения других, застывая в этом восхищении, утверждаясь в образе и наслаждаясь своим отражением. Восхищение требует спокойного осознания, поэтому ни искать, ни открыто отвергать его не следует.
Не другой, а сам субъект должен вести себя осмотрительно. Он ошибается и тогда, когда чрезмерно распыляет себя, и тогда, когда застывает на месте, не стремясь к самосозиданию: рождение «Я» есть повторное вложение потенциала[183], «Я» должно овладеть той мелодией, которая является состоянием благодати, чтобы превратить ее в «Я». Умение вкладывать собственное благо требует ответственности, поскольку существование представляет собой непрерывное вложение. И тогда жизнь – это явление божественного – свершается как постоянный функциональный акт.