Джейн Торвилл и Кристофер Дин, олимпийские чемпионы в танцах, тоже вернулись на любительский лед, и в Копенгагене собиралось много зрителей, чтобы посмотреть на, их тренировки. Они выступили просто великолепно и выиграли чемпионат Европы, но мне больше понравилась российская пара Оксана Грищук и Евгений Платов, Торвилл и Дин были слишком безупречными и профессиональными в своем катании. Их программы не волновали. В соревнованиях одиночниц. Сурия Бонали из Франции обыграла Оксану. В Америке гремели новости о нападении на Нэнси Кэрриган, в котором была замешана Тоня Хардинг. В России об этом мало говорили, но Марина рассказала нам, что каждый день все выпуски последних известий начинались с сообщений об этом деле. Само нападение я вообще не могла осознать — грязный, подлый акт; оно оставило темное пятно на идее спортивных состязаний. Я всегда считала, что спорт должен сближать людей, давать им радость и покой, а не только развлекать и доставлять удовольствие. Весь мир следит за Олимпийскими играми, дожидаясь их четыре года. Это одно из самых красивых событий на Земле, очень грустно, что оно может быть испорчено проявлениями человеческой злобы.
Повсюду шли разговоры о том, что возвращение профессионалов в соревнования любителей закрывает двери перед молодыми спортсменами. Целый год пресса продолжала задавать нам один и тот же вопрос. Я ненавижу подобные рассуждения. Спорт есть спорт. Мы ни перед кем не закрывали двери. Все мы идем по одной и той же дороге, соревнуемся по единым правилам.
То было очень волнительное и сложное время для фигурного катания — иногда по смешным, а иногда по значительным причинам.
ЛИЛЛИХАММЕР
Прежде чем отправиться в Лиллехаммер, мы с Сергеем решили поговорить с отцом Николаем. Я поступала так перед всеми соревнованиями, но Сергей впервые составил мне компанию. Мне даже не пришлось его уговаривать. Я только предложила:
— Я собираюсь встретиться с отцом Николаем. Пойдешь со мной?
Больше всего в отце Николае мне нравилось то, что для разговора с ним не нужно было заранее готовить какие-то особые слова или вопросы. Он всегда знал, что сказать.
— Хочу уверить вас, что буду просить Бога, дабы он укрепил ваш дух перед соревнованиями. Вы должны благодарить Господа за то, что он дал вам еще один шанс, что вы получили возможность заниматься вместе тем, что любите. Я не могу молиться за то, чтобы вы победили. В этом вам следует положиться друг на друга. Нельзя обращаться к Богу за помощью в таких делах. Лучше попросите у Него, чтобы Он дал вам испытать счастье в тот момент, когда вы выйдете на лед. И помните о Дарье. Ведь вы катаетесь для нее. А еще не забывайте о своих родителях.
Для нас это был очень важный разговор. Когда тренируешься так напряженно, как мы, то иногда забываешь о близких тебе людях; временами для тебя перестает существовать окружающий мир, потому что ты постоянно поглощен размышлениями о первом месте на пьедестале почета. Отец Николай заверил нас, что Бога не волнуют золотые медали, что сама мысль о победе над кем-то в спортивных соревнованиях не слишком согласуется с религией. Его напоминание о моей семье помогло мне точно так же, как и во время Олимпиады в Калгари.