К зубному врачу надо обращаться два раза в год. Здоровые зубы — это здоровый желудок и кишечник, это залог здоровья человека.
Кировоград
Текст и фото В. И. Забоева
Норильск
На фото: Кислородная палата в Норильской терапевтической больнице № 1
Совсем недавно здесь была тундра. Но вот зарокотали подъемные краны, зазвенели веселые голоса молодых строителей — комсомольцев Москвы и Ленинграда, — и буквально на глазах норильчан стали расти этажи нового здания.
Прошло немного времени, и терапевтическая больница вступила в строй: функционируют кабинеты электрокардиографии и рентгеноскопии, клиническая и биохимическая лаборатории, оборудованные совершенной аппаратурой.
К услугам больных библиотека, лифт, просторные столовые и две уютные комнаты отдыха.
В царстве холода
Начальник отдела полярной медицины Главсевморпути Б. И. Шворин
Фото А. Кочеткова
Еще недавно считалось, что полюс холода находится в Верхоянске. Потом советские ученые обнаружили еще более холодное место в верховье Индигирки около Оймякона, где зимой морозы доходят до 70 градусов. В 1947 году на Южном полюсе была отмечена температура минус 73,9 градуса. На станциях «Восток» и «Советская» в Антарктиде температура опускалась ниже 80 градусов. Возможно, что в дальнейшем придется встретиться с морозами около 90 градусов.
При такой температуре воздуха все предметы и вещества изменяют свои обычные свойства: замерзают серная кислота, керосин, антифриз, не воспламеняется бензин, упругая резина становится хрупкой.
Как же человек переносит эти необычайные условия жизни?
Наши советские исследователи живут в наименее изученной и наиболее суровой зоне Антарктиды. Особенно трудно работать на высокогорных станциях «Восток», «Советская» и на полюсе относительной недоступности — районах, находящихся на высотах более 3 700 и 3 500 метров над уровнем моря.
Советским полярникам — работникам научно-исследовательских станций в Антарктиде — созданы все необходимые условия для плодотворной и безопасной работы на далеком материке. Сюда завезены и построены удобные жилища с газовым и электрическим отоплением. Полярники работают в обмундировании из шерсти или на гагачьем пуху, в меховых унтах, в электроодежде. Для защиты лица от мороза и ураганных ветров работники станций имеют маски из кротового меха, особые, так называемые блендовые, герметически закрытые незапотевающие очки, предохраняющие глаза от снега и мороза. Защитные средства непрерывно совершенствуются. Тщательно продуман и организован режим труда, отдыха, питания наших полярников.
Все это в значительной степени устраняет и компенсирует неблагоприятные влияния суровых климатических условий Антарктиды. И все же на шестом материке жить и работать трудно.
Как уже было сказано, жизнь наших полярников усложняют низкая температура воздуха и высокогорные условия, вызывающие кислородное голодание. Большие трудности создают ураганные ветры, доходящие порой до 60 метров в секунду, и длительная полярная ночь, порождающая световое голодание из-за отсутствия ультрафиолетовых лучей.