Шаол ненавидел каждое слово своего вранья, однако Дорин глотал его слова. Глаза принца наливались гневом. Это была вторая вынужденная жертва, приносимая Шаолом. Если Дорин его не возненавидит, если не захочет, чтобы он покинул службу и вернулся в Аньель, — им обоим будет гораздо труднее.
— Если в Вендалине с нею что-нибудь случится, я заставлю тебя пожалеть о собственном появлении на свет! — прорычал Дорин, все еще охваченный бешенством.
Это Шаол знал и без принца. Если с нею что-то случится, он…
— Дорин, кому-то из нас надо было сделать первый шаг, — сказал Шаол и зашагал по коридору.
Дорин за ним не пошел.
На могилу Нехемии Селена пришла ранним утром, едва только рассвело. Последний зимний снег растаял. Голая бурая земля ждала весны.
Через считаные часы она поднимется на корабль и уплывет далеко отсюда.
Земля вокруг могилы была холодной и сырой. Селена опустилась на колени, прильнув к могильному холму.
Она сказала Нехемии все, что не успела сказать в ночь открытия портала. Эти слова нужно было говорить гораздо раньше. Хотя неизвестно, изменили бы они что-то в замыслах Нехемии.
— Я хочу, чтобы ты знала, — шептала Селена. — Ты была права. Очень права. Я — трусиха. Я долго убегала от судьбы. Я успела забыть, что это значит — остановиться и дать бой. — Селена склонилась еще ниже, коснувшись могилы лбом. — Но я тебе обещаю. Обещаю остановить его. Обещаю, что не забуду и не прощу ни единой капли зла и унижений, причиненных тебе. Я тебе обещаю: Эйлуэ будет свободной. Обещаю, я своими глазами увижу, как твой отец вновь наденет корону.
Селена встала, вынула кинжал и разрезала себе левую ладонь. Ярко-красная кровь капала на могилу Нехемии. Селена прижала ладонь к земле.
— Я обещаю, — повторила Селена. — Клянусь своим именем, своей жизнью, даже если для этого мне придется отдать ее без остатка. Но Эйлуэ будет свободной. Я тебе обещаю.
Кровь уходила в землю, неся послание Селены в иной мир. Туда, где Нехемия наконец-то была в безопасности. Отныне для Селены не будет других клятв, других приказов, других обязательств. Только это: не забуду, не прощу.
Она не знала, каким образом выполнит свое обещание и когда. Но она обязательно выполнит… потому что Нехемия не смогла.
Потому что для нее самой настало время перемен.
Глава 55
Сломанный замок на двери спальни Селены так и не успели починить. Сама дверь была полуоткрыта, когда утром туда постучался Дорин, нагруженный книгами. Селена стояла возле кровати, засовывая одежду в большую кожаную сумку. Первой Дорина почуяла Быстроногая, хотя принц не сомневался, что Селена тоже слышала его шаги.
Припадая на раненую лапу, но неутомимо виляя хвостом, собака поспешила к нему. Принц свалил книги на письменный стол и присел на корточки, позволяя Быстроногой выполнить обязательный ритуал облизывания.
— Лекарь сказал, что лапа скоро заживет, — сообщила Селена, продолжая сборы. — Он был тут совсем недавно.
Дорин заметил повязку на левой руке Селены. Вчера повязки не было. Может, случайно поранилась при сборах?
Принц погладил Быстроногую и встал. Селена оделась по-дорожному: плотный камзол, такие же штаны и теплый плащ. Вместо изящных туфель — тяжелые коричневые сапоги на особой, почти бесшумной подошве.