—Хочу вернуться к вопросу, который задал вам два дня назад, Александр Васильевич. Что вы думаете о реальном состоянии дел в нашей армии?
—Я отвечу также, Ваше Высочество. На сегодняшний момент русская армия одна из сильнейших в мире, — мне показалось, что ответ Суворова прозвучал немного резковато.
Никто не обещал, что общение будет лёгким. Полководец вообще был достаточно своеобразным собеседником. Да, периодически он шутил и выглядел эдаким балагуром, но вот его глаза при этом оставались холодными. Мне кажется, это был определённый психологический приём, так он оценивал людей, заодно скрывая свои настоящие мысли.
—Я читал ваши доклады времён службы в Финляндии. Скажите это нормально, когда в лучшей армии мира полковник морит голодом и холодом собственных солдат? А офицеры набивают свою мошну, зарабатывая на мёртвых душах.
Давненько на меня не накатывало фирменное бешенство, доставшееся от реципиента. Ну, вот бесит меня современное отношение к простым людям. Кровь ударила в голову и руки сжались в кулаки. Медленно начал делать дыхательную гимнастику, дабы успокоиться. Суворов сначала хотел мне возразить, но не решился. Я тем временем продолжил.
—Армия буквально съедает нашу державу. Большая часть государственных доходов идёт на её содержание. Нет, я не призываю сокращать полки. Но давно пора навести порядок во всех частях начиная с гвардии и заканчивая иррегулярами. Русский солдат по праву считается самым стойким в Европе. Благодаря таким командующим как вы, он ещё и лучше обучен, нежели те же австрияки. Наши офицеры бесспорно храбры и отважны. Есть даже несколько отличных и талантливых генералов. А вот далее просто мрак.
—Мне неприятно слушать подобного рода разговоры, Ваше Высочество. Но вынужден со многим согласиться. Но что вы хотите от меня?
—Начну немного издалека. Проблемы нашей армии проистекают от общего состояния дел в Империи. Вернее, из системы управления, которая сложилась в царствование моей покойной бабушки. Не буду глубоко погружаться в детали, но главным итогом этого правления стало совершенное пренебрежение к законам и полнейшая безответственность. Мерилом оценки чиновника или генерала стала лояльность к Императрице, а не его навыки и знания. В армии всё обстоит лучше, чем на гражданской службе, но и здесь хватает всякой дикости. Взять ваш доклад о состоянии дел на границе со Швецией. Воровство, полное пренебрежение офицеров своими обязанностями, срыв планов постройки оборонительных укреплений и многое другое. А ведь это стратегический район, расположенный в двухстах вёрстах от столицы. Всё это происходило рядом с Санкт-Петербургом и не вызывало никакого интереса у Военной коллегии. Более того, никто толком не был наказан. А ведь речь шла о подрыве обороноспособности страны и прямой угрозе столицы в случае войны.
Я ненадолго прервался и сделал пару глотков из бокала. Сегодня решил угостить командующего обыкновенным квасом, который пришёлся ему по вкусу. Сам он внимательно смотрел на меня, не выражая никаких эмоций.
—Что на самом деле творится в отдалённых гарнизонах я даже думать боюсь. Понятно, что многое зависит от командира полка. Если попадётся честный человек, который не манкирует своими обязанностями, то повезло. Но ведь это отвратительно!