Виктор уложил вещи и тихо вышел из пещеры, как из храма. С минуту постоял, задумчиво озирая пойму, начал взбираться на гору тем же распадком к знакомой тропе. Около провала остановился, заглянул в него.
— Ви-и-и-ктор! — услышал он из подземелья и отпрянул. «Что за наваждение? — подумал он. — Слуховая галлюцинация?»
— Ви-и-кт-ор! — донеслось со стороны реки. Грачёв вышел из-за скалы и просиял: «Помощь пришла!» По береговой кромке шагали Сергей и Валерий. Они остановились, приложили ладони к лицу и прокричали:
— Виктор!
— Ого-го-го! — отозвался Грачёв и поспешил навстречу.
С налёту облапил обоих и только прошептал:
— Спасибо, друзья!
Ребята глядели на него растерянно. Виктор изменился за эти дни. Осунулся.
— Что случилось? — осторожно спросил Сергей. — Валерка извёл всех. Искать, мол, надо, что-то случилось, приплыл бы давно.
— Валера, ты самый настоящий друг! — Виктор сграбастал его, приподнял и начал кружить вокруг себя.
— Свихнулся, что ли? — заулыбался Сергей. — В моторке отец ждёт. Валерке на поезд утром.
— На поезд? — переспросил Виктор. — Ах, да! Думаю, Валера задержится.
6
В пещере ребята прожили три дня. Опасаясь нового завала, предварительно подготовили запасной выход, опустив лестницу через пролом в потолке. Всё, что разглядели, Валерий перерисовал в тетрадь. Он сразу же запретил касаться рисунков руками.
И Сергей и Валерий согласились с Виктором, что на левой стене изображён план именно этой местности. Этот план Валерий перерисовал особенно тщательно, на отдельный листок. Немного подумал и затушевал те места, которые углублены на поверхности стены, полагая, что это водоёмы. Написал и произвольные названия: Верхний остров, Нижний остров, Овальное озеро, Старица, Тихая. Сходство с поймой реки стало очевидным. Правда, русло изменилось, оно проложило дорогу через Старицу и спрямило излучину. Под правым берегом остался мелководный бурный рукав. Верхний островок соединился с левым берегом, образовав огромный остров, прорезанный многими протоками. Нижний остров переместился далеко вниз. А может, древний художник ошибся. Но линия правого берега точно совпадала с изображением на стене.
Ребята долго колдовали над планом, иногда высказывали невероятные предположения. Единодушно решили, что Овальное озеро заросло, на его месте осталось болото.
— А что за клещ изображён справа вверху? — спросил Виктор.
Валерий так и эдак рассматривал странные линии, местами скрытые наплывами, освещал фонариком, срисовывая их. Вдруг засмеялся:
— Солнце это! Теперь ясно, что за фигуры возле зубцов. Люди поклоняются солнцу.
— Здорово! — удивился Виктор. — И пещера должна быть… Вот здесь.
Действительно, в этом месте оказалось углубление. Остались неразгаданными два крестика, зубцы и пунктирные линии…
— Имею мнение, — сказал Валерий, — что пунктирами очерчены загоны для туров. Не зря они примыкают к естественным преградам: к озеру, к скалистому берегу. Эти скалы в то время наверняка были выше и отвеснее.
Сергей пригляделся, вывернул из земли продолговатый камень с круглым отверстием, подал Валерию и спросил: