Все же принял. Хороший знак. Оно, конечно, быть союзником куда приятнее. Но быть живым данником значительно лучше.
Глава 11
Цена верности
– Здрав будь, Леонид, – проходя в мастерскую грека, поздоровался Михаил.
Нашел взглядом уголок с образами и, перекрестившись на него, отвесил короткий поклон. Не сказать, что, оказавшись в этом времени, он стал набожным. Но нужно соответствовать. Он и на службах в храме бывает регулярно. В Пограничном вторую церковь уже ставит, причем опять каменную. На каждой заставе имеется храм. Пока из самана, крытого черепицей. Но это временно. И вообще всячески поддерживает отца Нестора в его религиозных делах.
– И тебе здравия, Михаил Федорович. С возвращением, – с радостной улыбкой поздоровался механик.
– По лицу твоему вижу, что слухи, дошедшие до меня, правдивы. Нешто все же удумал?
– Удумал.
– И исправно работает?
– Пока исправно. Не хотел тебе говорить. Собирался сначала полные испытания провести, посмотреть, насколько ладно все будет работать. А уж потом… Да разве тут что-то утаить получится, – безнадежно махнул он рукой.
– Да не сокрушайся ты так-то, Леонид. Неужели думаешь, что после испытаний я радовался бы больше, чем сейчас. Ну, не томи, показывай давай, что тут у тебя.
– Не в мастерской. В доме. Прядильную машину можно разобрать на части и внести в любой дом. Вот я и приставил своих домашних к делу, – указывая Романову на выход, пояснил грек.
– Ага. Лишняя монетка, она лишней никогда не будет, – понимающе кивнул Михаил.
Механические прялки были в каждом доме. За сдаваемую на ткацкую фабрику пряжу полагалась плата. Эдакая надомная мануфактура. Не сказать, что на этом можно заработать большие деньги. К примеру, закупочные цены у степняков были выше, чем у горожан. Михаил не хотел получить воз проблем от пограничников, вдруг лишившихся реального источника доходов. Что непременно случится с введением прядильных машин. Поэтому прядение было всего лишь приработком для баб, занимающихся этим в вечерние часы.
– Не с моими доходами думать о такой малости, – возразил Леонид. – Просто машина несовершенна, то и дело возникают вопросы. В мастерской она будет только занимать место. Устанавливать у кого-то другого, не набегаешься.
– Я вообще-то пошутил, – остановил его излияния Михаил.
– Да? Хм. Прошу, – указывая на дверь дома, произнес механик.
Представленная машина была способна тянуть разом дюжину нитей. Причем делала это быстрее прялки, и обходилась с этим всего лишь одна женщина, вращающая большое колесо привода.
– Ладно получилось, – не без удовольствия наблюдая за работой супруги мастера, произнес Михаил.
Попробовал работать сам и остался абсолютно доволен. Научиться обращаться со станком несложно. Конечно, доля ручного труда все еще была высока. Запустить такую машину от того же конного привода, который способен потянуть хоть пару десятков таких прялок, не получится. Прядильщица постоянно наблюдает за работой машины и чувствует ее, а значит, приметит, если, к примеру, случится обрыв, и сможет вовремя остановить.
– Получилось-то ладно. Да только радоваться рано, – со вздохом произнес Леонид.