А бой уже стих. Бойцы справились с поставленными перед ними задачами, правда, операция чуть не пошла по другому сценарию. Немцы, не дожидаясь прибытия полицаев, решили ускорить проведение акции и стали выхватывать из толпы людей и толкать их в сторону места казни. Как потом рассказывал Костя,
– Эти сволочи, стали вытаскивать из толпы женщин с малолетними детьми. Дети плакали, а женщины брали их на руки, прижимали лицом к своей груди, и шли к стволу шахты с поднятой головой. Когда до места казни оставалось не больше десяти шагов, я сказал бойцам, что открываем огонь по моей команде, не дожидаясь условленного сигнала. Но тут прозвучала короткая очередь, и мы не сговариваясь, одновременно открыли огонь по фашистам, – он рассказывал, а скупая мужская слеза скатывалась по его не бритой щеке,
– Это чудо, что мы вовремя успели, – тихо закончил он.
Аракелян, со своими бойцами, как привидения возникли из темноты, и молча резали солдат из «зондер команды». Серега же, выбрал себе целью двух офицеров и трех солдат из их охраны. Ножами, в обеих руках, он как в танце, крутясь и, то подпрыгивая, то приседая, порезал их на лоскутки в течение считанных секунд. В общей сложности, бой длился не более полутора минут.
Спасти удалось больше ста женщин, детей и стариков. Подпольщиков спасли только пятерых, остальных полицаи замучили и расстреляли. Да и из пяти, в живых осталось только четверо. Девочка Марина, невеста Саввы, умерла на руках у Рудика. Девичье сердечко не выдержало истязаний, которые достались на ее долю. По приказу начальника полиции, все полицаи ежедневно, в течение недели насиловали эту хрупкую девочку. Как она не сошла с ума, одному Богу известно.
Ну, а что касается «зондер команды» и их приспешников, то получилось так, что в живых остался только один главный полицай, для остальных фашистов, не нашлось места на нашей грешной земле. Всех этих ублюдков, отправили прямехонько в Ад.
С нашей стороны потерь не было.
Я думаю, что читатель не будет строго судить участников этой операции. Приведу лишь сухие цифры статистики: «За время оккупации г. Сталино (Донецк), только на шахте 4-4-бис Калиновка за период с ноября 1941 года до первых чисел сентября 1943 года было расстреляно и сброшено в шурф шахты около 75 тысяч человек. При общей глубине шахты в 360 метров 305 метров были завалены телами убитых. Фашисты, боясь ответственности за содеянное, бросали в шахту каустическую соду, которая ускоряла разложение трупов, а при отступлении подорвали шахтный копер и завалили таким образом ствол шахты.
Один из гитлеровских пособников на судебном процессе, проходившем в октябре 1947 года в театре оперы и балета, показал: "грудных детей, а также детей в возрасте 5–6 лет матери брали на руки и с ними подходили к стволу шахты: немцы расстреливали одновременно мать и ребенка"».
Глава 4
Доставили мы этого «оборотня» в прокуратуру армии, в целости и сохранности. За проявленные мужество и героизм, проявленные при освобождении мирных жителей, все участники операции, включая и Рудольфа Матекина, были представлены к боевым наградам. Меня и Аракеляна, наградили орденами «Солдатской славы» III степени.