• полностью избегать такого риска, может быть, за счет выхода из сегмента, где он может случиться;
• перевести такой риск полностью или частично на страховщиков;
• смягчить такой риск с помощью планирования с учетом возникновения непредвиденных событий.
Если вы выбираете вариант продолжения деятельности в условиях возможности появления «черного лебедя» и не собираетесь уделять ему пристального внимания, вам остается рассчитывать только на удачу.
В обсуждениях, развернувшихся по поводу концепции «черного лебедя», на самом деле мало что нового: все такие вопросы уже неоднократно описывались в научной литературе: существует множество книг, посвященных управлению рисками. Новым является лишь привлекательная терминология и осуждение представителей Уолл-стрит, особенно тех, кто беспечно игнорировал существование очень невероятных, но в то же время очень сильных по своему воздействию рисков, вполне понятных в ретроспективе, но когда уже было слишком поздно.
Не относите все риски с низкой вероятностью наступления и сильными по воздействию к категории «черный лебедь». Если вы будете поступать таким образом, вы никогда не заставите себя выбраться утром из постели: вам будет очень страшно это сделать.
88. Стратегические ставки (Бургельман и Гроув)
«Никогда не следует спорить в науке, если только ваши шансы на победу не превышают соотношение 10>12 к 1», – шутил ученый-ядерщик Эрнст Резерфорд.
Вам, впрочем, даже такие шансы, может быть, покажутся непривлекательными. Однако все зависит от того, какой является ваша стратегическая ставка…
Профессор из Станфордского университета Роберт Бургельман и в прошлом главный исполнительный директор (СЕО) Intel Эндрю Гроув в течение длительного времени изучали динамические аспекты стратегии, взяв прежде всего за основу эволюцию Intel. Они показали разницу между автономной стратегией, при которой СЕО действует в комфортных условиях (у него много времени, и он может реагировать гибко и автономно на происходящее), и вынужденной стратегией, когда СЕО нужно реагировать, часто очень быстро, на рыночные изменения.
Бургельман и Гроув пришли к выводу, что «долговечность корпорации, особенно в секторах высоких технологий, зависит от согласования циклов, происходящих при реализации автономной и вынужденной стратегий, и что роль внимательных стратегических лидеров заключается в обеспечении правильного баланса вынужденных и автономных процессов, выполняемых в ходе всех этих циклов».
Более того, при разработке автономной стратегии важнейшая стратегическая роль высшего руководства заключается в понимании сущности той фундаментальной стратегической ставки, которую делает фирма.
Все зависит от двух факторов:
1) серьезности проверки возможности (для которой применяется процесс определения стратегического контекста);
2) достаточности имеющихся наличных денежных средств для защиты фирмы от катастрофы, если проект после его вывода на полную мощность окажется неудачным.