×
Traktatov.net » Кавказский узел » Читать онлайн
Страница 42 из 140 Настройки

Серое, готовое разразиться дождем небо, грязь под ногами и семечки. И неизбежное, довлеющее над всеми обещание перемен, неизвестно только, перемен к чему — к хорошему или к плохому…

Площадь перед театром забита народом. Обнимаются, громко спрашивают о делах. С трибуны выступает какой-то оратор, большинство его слушает — но не все…

— …Уже один тот факт, что село Делели, в котором родился Хаджи-Давуд, герой лезгинского народа, неоспоримо доказывает тот факт, что большая часть территории Азербайджана — это земли, принадлежащие лезгинскому народу…

«Господи… — как-то отстраненно подумал Аслан, — и месяца не прошло, а они…»

— …И вообще нет никаких азербайджанцев, нет и никогда не было такой нации. Азербайджанцы — на самом деле это турки, которые пришли и силой захватывали земли, а потом сговорились с русскими. Наши земли, наши села и города, как и двести лет назад, в руках у неприятеля. Азербайджан — это земля лезгин, аварцев и талышей! Мы должны изгнать врага со своей земли и вернуть наши земли себе! Слава Хаджи-Давуду Мюшкюрскому, нашему славному предку и основателю лезгинского государства! Слава лезгинской нации! Слава непобедимому лезгинскому народу! За объединение!

Сбоку театра стоит «Газель», рядом несколько внедорожников и большая палатка, к ней вьется очередь молодых и не очень людей. Над палаткой небольшой плакат — запись в отряды самообороны. Написано по-русски. Желающих много, оружия записавшимся не раздают — но это, видимо, пока, записавшихся куда-то отводят за машины, записывают по паспорту. Рядом с палаткой — двое чубатых и двое бородатых парубков в камуфляже, у чубатых на рукавах — открыто жовто-блакытные нашивки, с другой стороны — нашивки «укроп». Разговаривают по-русски с местными борцухами, в спортивках, с подвернутыми до середины голени штанами. Разговаривают неспешно, передают по кругу бульбулятор — бутылка из-под кока-колы, с прожженной в боку дыркой, в дырке — косяк анаши. Разговаривают то ли о представительной демократии, то ли о правилах пикапа, и они так поглощены друг другом, бульбулятором и неспешной беседой, что происходящее на площади их не волнует ни в малейшей степени.

Укроп… Эти-то откуда здесь взялись…

Тем временем на трибуне митинга сделали перерыв и включили трансляцию из зала — выступал академик Казиев…

— Уважаемые земляки… — начал он, — все мы знаем ситуацию с нашим многострадальным народом. В России главными были русские, а в нашем Дагестане главными всегда были аварцы и даргинцы. И наш народ, Аллах тому свидетель, никогда не лез вперед, нам достаточно было быть третьими, и мы никогда не покушались быть вторыми или первыми. И посмотрите, к чему это привело? Когда лезгинский народ вступал в состав России — мы вступали в Россию как единый народ, не было и речи о разделении и о признании нас гражданами какого-то другого государства, не России, мы такого согласия не давали. Потом, без согласования с коренными народами, власть провела границу, разделив лезгинский народ пополам, начала искусственное формирование азербайджанского народа, а с девяносто первого года эта граница стала государственной, она отрезала наших братьев и сделала наш народ еще более разделенным. Русские никогда не спрашивали нас, ни когда разделяли нас границей, ни когда создавали Азербайджан, искусственно придуманное государство, в котором нет титульной нации. Многие годы мы смотрели на то, как азербайджанские власти издеваются над лезгинами, как они запрещают называть себя лезгинами, как запрещают лезгинский язык, как стирают память о предках, как преследуют, сажают в тюрьмы, уничтожают. Я получаю письма от жителей приграничных селений, они пишут, как азербайджанская полиция издевается над ними, что они как иностранцы на своей родной земле. В точно таком же положении находятся аварцы и талыши — их преследуют, бросают в тюрьмы, запрещают заниматься политической деятельностью. Но теперь, когда Россия бросила нас на произвол судьбы, в очередной раз предав нас, мы должны поставить вопрос об исторической несправедливости по отношению к лезгинскому, аварскому, талышскому народу на самом высоком уровне… — академик закашлялся… — да, да, на самом высоком уровне, вплоть до ООН, привлечь внимание всего мира к нашим национальным проблемам. Преступное правительство Азербайджана, происходящее от отрекшегося от коммунизма оппортуниста Алиева, на протяжении трех десятилетий сознательно ведет политику ущемления национальных меньшинств, не останавливаясь и перед применением оружия, как в Нагорном Карабахе. Мы должны поставить вопрос как минимум о федерализации Азербайджана, с выделением для национальных меньшинств отдельных автономий, и соблюдении их прав на…