– Ты чем дальше рассказываешь, тем больше подробностей вспоминаешь, – засмеялся под общий ржач молодой матрос. – В следующий раз медаль покажешь!..
– И покажу, – возмутился рассказчик. – Она у меня дома лежит, в тряпочке, не на тельняшку же ее прикалывать!
Санька посмеялся вместе со всеми и решил вернуться в каюту. Сам он в штурме «Крестов» не участвовал, его со скаутами отослали изучать побережье вдоль западного и северного краев острова. На найденных ими тогда местах и до сих пор строились все новые рыбацкие деревни. Целый год прошел с тех пор, пролетел как один день. Колония разрасталась. В бывшем Питере налаживалась нормальная жизнь, на юге, за Туманным проливом, отстраивалась береговая крепость, и уже тянулись туда крестьяне, на новые богатые земли. Санька и его группа возвращались из долгого, почти годового северного похода. Прошел он тяжело, пришлось зимовать на острове посреди замерзшего моря и возвращаться через западных соседей. Им повезло, что, выйдя к деревне, группа встретила каботажную шняву. Капитан, знакомый с разведкой, без особых заморочек взял всех на борт. Наконец-то несколько дней можно было отдохнуть.
На корму тем временем вышла из кают группа людей, одетых в яркие куртки и джинсы, с любопытством разглядывавших все вокруг. Санька подошел к капитану:
– А это кто такие?
– Финское посольство. Мы их и дожидались, так бы вы пешком дальше и топали, – ответил капитан. – Вчера они прибыли, и мы сразу и отправились обратно в Замок.
– А чего хотят, не говорили?
– Да кто ж их поймет. По-своему лопочут. Переводчик есть у них, еще парочка вроде плохо, но говорит по-русски. Торговать хотят, может, еще что…
– Был я у них на хуторах. Ухожено все. Этой зимой через них шли… Только их мало совсем, и разбросаны они по островам. – Санька вспомнил, как им подкладывали молодых девушек, финнам требовалась свежая кровь. – Чем с ними торговать? Лесом если и железом… Женихами еще.
– Не знаю, придем в Замок, там все выяснится. Отдыхай давай, если погода не испортится, завтра уже будем на месте. Пока разгрузимся, пока решат, куда дальше пойдем. Глядишь, еще раз вас подкинем по назначению…
Замок похорошел. Башня обзавелась конусообразной крышей, продолжая служить самым высоким на изученном пока пространстве карты маяком. Деревянные стены, образованные двойным частоколом, с земляной и каменной забутовкой, начали и снаружи обкладывать камнем, но, поскольку внешней угрозы вроде не намечалось, работы, как водится, шли медленно и долго, растянувшись на многие годы. Небольшая бригада строителей не успевала перерабатывать подвозимые с карьера гранитные блоки, и каменная гора на берегу пролива напротив замка постепенно расползалась вширь, занимая все большую часть побережья. Но с другой стороны, это было и хорошо, так как город начал застраиваться каменными домами, используя тот же гранит. Город тоже понемногу разрастался, скоро мыс перед замком будет полностью застроен. На вершинах холмов торчали ветряные мельницы. Кузница на старинном бастионе выросла в обширные мастерские. Городские архитекторы четко выдерживали старый уличный план, не давая строить новые дома где попало. Основную часть новодела возвели на старых, откопанных и восстановленных фундаментах. По сравнению с былым великолепием и кирпичными громадами почти полностью деревянный и малоэтажный городок смотрелся бы блекло, но люди еще помнили, каким шоком стал для них заросший лесом берег на месте, где раньше стоял город…